Победитель
городского конкурса культурных проектов
«Творческая инициатива – к юбилею города»
- Название проекта
|
«Чебоксары – звонят колокола», концерт (праздник) колокольной и духовной музыки, посвященный древним Чебоксарам и чебоксарцам и 300-летию основания Чебоксарского колокольного завода. |
|
|
- Автор идеи и проекта
|
Казанцев Владимир Валерианович, и.о. зам. директора по творческой работе МУК МК «Победа», действительный член Ассоциации колокольного искусства России. |
Содержание проекта
На протяжении тысячелетия колокола сопровождали своим звоном жизнь россиян. Размеряли течение дня, возвещая время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время веселья и скорби. Путевые звоны указывали дорогу заблудившемуся путнику, другие вещали набатом о грозящем стихийном бедствии, о приближении врага, созывали русских воинов на борьбу во спасение Отечества, с торжеством встречали победителей. Но главное – колокольный благовест призывал людей на Божественную литургию, звон колоколов открывал и завершал ее, создавая особую, необыкновенную звуковую ауру. Недаром говорят, что звон колоколов – это глас церкви, глас Божий.
Наши предки относились к этим удивительным музыкальным инструментам как к живым существам. Отливка нового колокола всегда считалась праздником – сродни рождению человека. А порой их ждала та же участь, что и праведных людей: колокола истязали, вырывали «языки», отрезали «уши», приговаривали к заточению, брали в плен.
Издавна колокольному звону приписывали способность прогонять болезни и поэтому, во время эпидемии, в городах специально начинали звонить одновременно во всех церквах.
В народе всегда верили, что колокольный звон отпугивает нечистую силу, с его первыми звуками теряет мощь всякое волшебство, сатана тут же прекращает шабаш.
Придя из дальних стран на российскую землю, колокол здесь не только прижился, но и стал своего рода символом развития и могущества Русского государства. В Первопрестольной было около 4000 храмов, и на звоннице каждой из них было по 5 – 10 колоколов. У нас были не только самые большие колокола, но и самое их большое количество.
Любопытно проследить нарастание веса колоколов, которые отливались в XVI – XVIII веках: отлитый в 1500 году «Медведь» весил 500 пудов (8 тонн); в 1550 году «Лебедь» - 2200 пудов (35 тонн); в 1654 году «Большой Успенский» - 8000 пудов (128 тонн); а «Царь-Колокол», созданный в 1735 году весил свыше 12000 пудов (200 тонн).
Литье колокола составляло целое событие в жизни городов и сел. Все слои населения, особенно в уездных городах, живо интересовались делом отливки колокола, вникали в подробности техники, устройства форм, вели продолжительные разговоры о том, как-то удается отливка, какого веса будет колокол. Они были очень привержены к крупным колоколам, пудов 500 - 600 и более и говорили о них с любовью и даже с гордостью. Когда начиналась отливка и состоятельные граждане, и победнее приносили пожертвования на колокол серебряными вещами: деньгами, серьгами, ложками и т.п., искренне заботясь об улучшении колокола.
Сохранилось уникальное исследование 1881 года Действительного Члена Казанского Общества Археологии Александра Можаровского «Казанская старина. Нечто из церковной археологии города Чебоксар».
В 1880 году, летом, будучи в Чебоксарах он побывал на всех колокольнях, сосчитал все колокола и прочитал колокольные надписи.
Вот некоторые из данных, зафиксированных А. Можаровским два с лишним века тому назад. «В Чебоксарах, в бедном уездном городе Казанской губернии, не имеющем и пяти тысяч жителей, находится 14 церквей. На Чебоксарских колокольнях всех колоколов 122 из коих 1 в 300, а другой более 300 пудов весом (≈ 5 тонн). Из его подсчета общий вес колоколов составил около 6000 пудов (96 тонн), «имеющих свою ценность для бедного и малолюдного города весьма значительную, и выходят из того, что Чуксар – город или Шибоксара по-чувашски в отношении колоколов несравненно славнее Парижа и Лондона».
«…Судя по колокольным надписям и преданию старожилов в Чебоксарах более 100 лет, именно с 1705 по 1830 год, существовал свой колокольный завод, на котором отливались большие и малые колокола не только для своего города, но и в другие места»…
В исследованиях зафиксированы уникальные данные: имена и фамилии мастеров колокололитейщиков, данные о времени и месте отлития колоколов, имена духовных лиц, заботящихся об их изготовлении, означены имена Августейших Особ и местных Преосвященных.
Отмечено, что «немногие колокола слиты на казенной или церковной кошты, большинство на суммы доброхотнодателей, на крупные пожертвования радетелей из прихожан».
На основании вышеизложенного Ассоциация колокольного искусства России (АКИР) и МУК МК «Победа» предлагает в дни празднования 535-летия города Чебоксары организовать и провести концерт колокольной и духовной музыки, посвященной древним Чебоксарам и чебоксарцам и 300-летию основания колокольного завода.
Концерт-посвящение предполагается провести на акватории залива, под водами которого находилась посадская часть города - крепости, в последствии - старые Чебоксары.
В концерте-посвящении примут участие лучшие звонари России под руководством Президента АКИР профессора Ярешко А.С. Колокольная музыка будет исполнена на передвижных звонницах, установленных на понтонах.
Достигнута договоренность на участие в концерте:
ú звонницы ансамбля «Колокола России» (г.Москва) – художественный руководитель Г.А. Филимонова;
ú звонницы Саратовской государственной консерватории – художественный руководитель, профессор А.С. Ярешко;
ú звонницы из бил Коломенского музея – заповедника (г. Москва) – художественный руководитель А.И. Жихарев.
Православные песнопения в концерте - посвящении прозвучат в исполнении хоровых коллективов г. Чебоксары.
Перед концертом будет проведен молебен – поминание. Благословение Митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы получено.
Данное мероприятие, без сомнения, вызовет большой интерес жителей и гостей столицы Чувашии к историческому и культурному прошлому нашего города и послужит возрождению колокольных звонов – одному из могучих корней нашей отечественной культуры, такому же важному и художественно своеобразному виду национально-культурного наследия, как певческое искусство, иконопись, зодчество, народные ремесла.
Это явится еще одним шагом к возрождению духовности.