Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Аквабайк. Что это?

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://gcheb.cap.ru/

Аквабайк. Что это?

 

Акваба́йк — это гонки на гидроциклах (водные мотоциклы). Аквабайк является разновидностью водномоторного спорта.

 

Аквабайк по-русски

Родоначальниками этого вида спорта стали американцы. В США водные мотоциклы получили массовое распространение к началу 80-х годов, и тогда же стали проводиться регулярные соревнования. В России же водные мотоциклы появились лишь в середине 90-х. Первый прототип водного мотоцикла разработала и произвела в 1968 году фирма Bombardier, известная также как производитель снегоходов. Его автором стал Лейтон Джекобсон. Тот аквабайк внешне был похож на современный: он имел сиденье для водителя и пассажиров, электрическое зажигание, рулевую колонку и плоское днище. Несколько лет спустя японская компания Kawasaki представила публике «стоячий» водный мотоцикл под названием, ставшим нарицательным для целой отрасли – Jet Ski.

Первая «стоячая» модель была оснащена двигателем в 400 куб.см., рулевой колонкой. По воспоминаниям очевидцев, катаясь на этом водном мотоцикле, человек получал ощущения, сходные с катанием на водных лыжах. Однако понадобилось несколько лет для доработки мотоцикла, чтобы на нем можно было устоять. Сегодня распространены и «стоячие», и «сидячие» водные мотоциклы. Первые – более маневренные, что позволяет использовать их не только в гонках, но и во фристайле (вольный стиль с исполнением сложных трюков). Вторые преимущественно используются для отдыха: они устойчивы и не требуют особых навыков управления. Впрочем, они, как и «стоячие» мотоциклы, активно используются в спорте. Кроме Kawasaki «стоячие» мотоциклы выпускают такие известные фирмы как Yamaha, Polaris и др. Максимальные скорости современных мотоциклов превышают 120 км/час. На мировом уровне развитие аквабайка контролируют две организации: Международный водно-моторный союз (UIM) и Международная ассоциация водно-моторного спорта (IJSBA).

Они обе разрабатывают свои правила и регламенты, лицензируют модели водных мотоциклов, проводят соревнования. IJSBA ежегодно проводит Pro Watercross Tour (профессиональный тур по мотокроссу на воде, который состоит из 8 чемпионатов и проходит в США), чемпионат Европы, Австралии, Бразилии, Франции, Великобритании, Гуама, Тайланда, международный турнир «Королевский кубок». Гонки проходят в 34 классах, в том числе в 7 профессиональных. UIM с 1996 г. проводит чемпионаты мира по аквабайку в трех классах. Классы включают вид водного мотоцикла («стоячие» или «сидячие»), объем двигателя, наличие форсировки и так далее. Соревнования по аквабайку включают в себя три основные дисциплины: гонка (скоростное прохождение трассы с общим стартом), слалом (скоростная гонка по сложной дистанции, которую участники проходят поочередно несколько раз) и фристайл (фигурное катание на водном мотоцикле). В Санкт-Петербурге еще в середине девяностых годов по инициативе Петербургской спортивно-технической ассамблеи, а затем и клуба «Открытый Санкт-Петербург» проводились этапы чемпионата Европы (UIM) по аквабайку (в 2000 г. эти гонки получили статус чемпионата мира). Первым российским спортсменом, участвовавшим в них, стал многократный чемпион СССР и России, победитель Кубка мира по мотокроссу Алексей Синицын. Он принял участие сразу в двух классах: Ski division и Runabout-1200 (с объемом двигателя до 1200 куб. см.) - в обоих он финишировал в числе пятнадцати лучших. В 1999 г. к Синицыну присоединился Сергей Жиров, а несколько позже – Алексей Страхов, Владимир Осокин, Станислав Шевелев, Владимир Бабенко (участвующий также в соревнованиях IJSBA), Давид Джалагония. Лучшего результата на Чемпионатах Мира добился Владимир Бабенко из Санкт-Петербурга, занявший шестое место в личном зачете по итогам 2004 года.

В России соревнования начали проходить с конца девяностых годов. Сначала это были первенства городов и различные Кубки, но уже в 2000 году состоялся первый чемпионат России. В гонках первого этапа, состоявшихся в Москве в рамках мотопраздника в Крылатском, участвовало десять спортсменов из Санкт-Петербурга и столицы. Следующий чемпионат проходил уже в три этапа и собрал порядка двадцати гонщиков Москвы, Санкт-Петербурга и Сочи. В 2002 г. в столице прошел первый Кубок России, и трое москвичей: Алексей Дарьев, Сергей Савицкий и Алексей Страхов – первыми в стране получили звание мастеров спорта России по аквабайку. В 2003 году в борьбу включились спортсмены из Татарстана и Удмуртии. Появились новые дисциплины, такие как фристайл. Слалом и кольцевые гонки проводятся: в классах «Runabout -1200» (водные мотоциклы, оборудованные сиденьем, с объемом двигателя до 1200 куб.см., допускающие форсировку двигателя), «Ski division» (водные мотоциклы без сиденья, с рабочим объемом до 800 куб.см.) и «Standart» (водные мотоциклы, оборудованные сиденьем, с рабочим объемом двигателя до 1200 куб.см., не допускающие форсировку двигателя). Гонки стали международными (в 2003 г. в чемпионате России принимали участие латвийские спортсмены). Чемпионами России 2004 года в разных классах стали: Анастасия Потанина (Москва), Владимир Бабенко (Санкт-Петербург), Давид Джалагония (Сочи), Дмитрий Бушмелев (Киров). В 2004 году Федерацией водно-моторного спорта России на базе Центрального морского клуба РОСТО была создана детско-юношеская спортивная школа по аквабайку. В спортивном сезоне 2005 года впервые будут проводиться соревнования юношей и девушек от 14 до 18 лет отдельно от взрослых.

Экскурс в историю развития отечественного моторного катеростроения

В 1888 году во Франции впервые в мире на обыкновенную лодку был установлен бензиновый двигатель Форреста. Она представляла собой небольшое прогулочное судно, в котором могло разместиться не более пяти человек. Для защиты от дождя на ней установили тент. В кормовой части находилась скамья для пассажиров. Лодка, названная “Le Volapuck”, все еще походила на небольшие паровые суда, которые в те годы были достаточно широко распространены в разных странах, в том числе и в России. Бензиновые, керосиновые и газовые моторы, «действие которых основано на взрывах», использовались первоначально на автомобилях и уже потом стали устанавливаться на лодках. Эта традиция, если можно так сказать, сохранилась и по сей день – в определенных классах гоночных катеров используются именно автомобильные двигатели.

Самый первый двигатель внутреннего сгорания, действующий на светильном газе, создал в 1860 году французский изобретатель Этьен Ленуар. Но только спустя почти четверть века появились модели моторов, пригодные для практического применения. Немец Н. Отто первый применил принцип четырехтактного действия двигателя. Его мотор работал бесшумно, расходовал мало газа и вскоре получил большое распространение на заводах и фабриках. В то время еще никто не думал о возможности установки подобных двигателей на экипажах и – уж тем более – на водном транспорте.

Однако уже в восьмидесятых годах XIX века появились люди, задавшиеся целью найти им иное практическое применение. Одной из первых занялась этим вопросом германская фирма Даймлера, представившая на Парижской выставке 1889 г. двигатели для судов. Немного раньше Г. Даймлер построил катер собственной конструкции «Неккер» и установил на нем двигатель, разработанный совместно с Карлом Бенцем. Однако те первые образцы были слишком тяжелы и потребляли слишком много горючего, скорость, которую они позволяли развивать была невелика – чуть более 8 верст в час (8 верст – примерно 8,56 км).

После целого ряда усовершенствований двигатели Даймлера произвели настоящую революцию в сфере автомобилестроения, а также в сфере водно-моторного транспорта. Интересно, что примерно в то же время наш соотечественник И.С. Костович предложил свой проект двигателя внутреннего сгорания. Несколько его двигателей были установлены на дирижаблях. Но, несмотря на то, что по свидетельствам современников, двигатель Костовича мощностью 85 л.с. по многим параметрам превосходил первые образцы Даймлера, его изобретение так и не нашло широкого применения. Говоря об истории появления моторов для судов, необходимо вспомнить американца Томаса Рика, который в 1866 г. получил патент на изобретенный им «винтовой пропеллер» - навешиваемое на транец лодки съемное устройство с гребным винтом. Этот прародитель подвесных моторов приводился в движение вручную через маховик с рукояткой, устроенный наподобие швейной машинки.

Первый подвесной электрический мотор был продемонстрирован французом Густавом Труве только спустя пятнадцать лет на Всемирной выставке в Париже. Но с тех пор прошло немало времени, прежде чем подвесные бензиновые моторы стали выпускаться в промышленном масштабе. Первопроходцем в этом классе двигателей стал Ол Эвинруд, американец норвежского происхождения. Выпущенные в 1909 г. на его заводе моторы сослужили большую службу в приобщении к технике многих людей в различных частях мира, ведь небольшие лодки с легкими моторами превосходили по своим качествам парусные и гребные суда. Что касается Даймлера, именно на его моторы первым обратило внимание Морское ведомство России, и к 1900 году российский флот был полностью оснащен двигателями Даймлера.

Более того, Заручившись военным заказом, после долгих переговоров с заводом Даймлера, акционерное общество Г.А. Лесснера приобрело за очень высокую сумму чертежи, а вместе с ними и право производства моторов Даймлера в России. Причем по условиям договора Даймлер был обязан уведомлять Лесснера обо всех усовершенствованиях в области моторостроения. В 1900 г. почти одновременно с производством в России двигателей внутреннего сгорания в Петербурге начали строиться собственные лодки специально для бензиновых двигателей. Первым стал катер «Кри-Кри», построенный на велосипедной фабрике «Старлей» (Санкт-Петербург) по чертежам Павла Николаевича Беляева по заказу члена Санкт-Перебургского речного яхт-клуба Н.Н. Шлейфнера. Мощность, установленного на нем мотора Даймлера (пока еще зарубежного производства) равнялась всего трем лошадиным силам, а максимальная скорость, которую мог развивать катер, составляла всего 13 км/ч. Кроме Беляева, известен был конструктор Владимир Николаевич Пылков, который к тому же еще и выступал в гонках.

Такое сочетание: спортсмен-конструктор, спортсмен-инженер – не было да и сейчас не является редкостью в водно-моторном спорте. Ведь здесь, как и во многих других технических видах спорта, многое зависит не только от мастерства, но и от знания техники. А так как зачастую скорость при прочих равных условиях зависит от конструктивных особенностей корпуса лодки и двигателя, поневоле сам начнешь искать лучшие формы. А.Л. Золотов вскоре после постройки первого своего катера «Степа» (длиной 6,9 метров с двигателем Wesrern развивал скорость до 6 узлов и, как писала пресса, «отличался хорошей остойчивостью и отлично держался даже на большой волне») совместно с Лушевым создал первую в России «Катерную судостроительную Санкт-Петербургскую верфь моторных судов», которая затем выросла в крупное судостроительное объединение «Алмаз». Так что его по праву можно считать основателем отечественного моторного катеростроения.

 

Водно-автомобильный спорт

1 августа (19 июля) 1904 года можно по праву считать датой рождения водно-моторного спорта в России. Именно в этот день на Средней Невке, в районе Елагина острова, в Санкт-Петербурге прошли первые в нашей стране гонки моторных судов, организованные Петербургским яхт-клубом. В «Петербургской газете» в тот день напечатали: «Сегодня в СПб. яхт-клубе назначен яхтенный и гребной праздник, во время которого будут поздно вечером устроены состязания на парусах и байдарках. В первый раз было предложено состязание на моторных лодках». Моторные лодки представили К.Картау («Сирена»), А.Коровин («Кри-Кри») и Л.Колиберский («Упрямый осел») от Санкт-Петербургского речного яхт-клуба, Александр Золотов («Потеха») от Санкт-Петербургского парусного клуба и Векшинский (имя лодки и клуба неизвестны). Петербургские газеты уделили много внимания первым российским гонкам на моторных судах. Соревнования и даже тренировки привлекли множество зрителей. Имена первых победителей сохранила для нас другая газета – «Петербургский листок»: «Первый раз была гонка судомоторов. Первый приз получил г. Картау на яхте «Сирена», сделавший 4 круга в 29 минут 15 секунд, второй – на моторной лодке г. Золотов, сделав 6 кругов в 33 минуты 22 секунды, Векшинский – 5 кругов в 35 минут 30,5 секунд, гг. Коровин – 7 кругов в 37 минут 13 секунд». К той гонке Золотов сменил на «Потехе» мотор на более мощный – 9 л.с. – той же фирмы Volverine. Это позволило ему достичь скорости свыше 10 узлов, так что именно ему достался серебряный кубок с надписью «Приз С.П.Б. Речного Яхт-клуба за состязание на моторных катерах. А.Л. Золотов, 19.VII.1904 г.». Гонка была устроена по гандикапу, ранее применявшемуся только для парусных судов. Как писал журнал «Яхта» (№3, 1908 г.), гандикап устраивается «в виде, если можно так выразиться, подарка слабым конкурентам, и тогда другие соперники относятся к этому доброжелательно, то есть они рассуждают – мы брали всегда призы, почему же не дать их раз слабым». В действительности же при вычислении гандикапа («форы») учитывалась разница в габаритах яхт, в первую очередь, длины. При появлении гонок моторных лодок стала учитываться еще и разница в мощности моторов. Вот как это было прописано в правилах гонок моторных судов на приз Г.Ф. Точинского: «Принимается во внимание судно с наибольшей длиной ватерлинии, и тогда всем меньшим судам время прохода дистанции (или учет) увеличивается на две секунды на каждый дюйм разницы в длине по ватерлинии на каждую милю дистанции. Чтобы поощрить правильный, хороший уход за мотором, до старта мотор должен быть остановлен совсем и разрешается пустить в ход лишь тогда, когда дан сигнал трогаться с места старта, причем время, потраченное для приведения мотора в действие, считается в общее время, назначенное для этого судна. Если мотор не будет приведен в действие в течение 5 минут от момента дачи сигнала для старта, то судно лишается права на гонку. Суда должны стартовать, начиная с меньшего, через интервалы, соответствующие их учету времени». Таким образом, в одной гонке могли участвовать «разнокалиберные» суда. В правилах моторных гонок, принятых Императорским речным яхт-клубом в 1908 г., измененных и дополненных в 1909 и 1910 гг. и признанных многими российскими клубами, требования к судам прописываются еще жестче. Во-первых, впервые дается определение «моторного судна». Им считается всякое судно, пользующееся для движения исключительно механическим двигателем с внутренним сгоранием, любой системы, без помощи ветра или применения человеческой силы. Моторные суда теперь разделяются на три разряда: «каютные крейсера» (1-й класс – с гоночной силой не менее 7,00; 2-ой класс – с гоночной силой равной 7,00), «прогулочные суда» (открытые, без каюты, гоночная сила которых менее 6,5), «гоночные суда» (класс А – суда до 9 метров по ватерлинии, класс Б – суда свыше 9 метров по ватерлинии, класс В - гидропланы). Для гонок каютных крейсеров и прогулочных судов установлен учет времени, согласно значению их гоночной силы, определяемой по специальной формуле, учитывающей длину, ширину, осадку и число лошадиных сил мотора.

 

Материалы сайта Федерации водно-моторного спорта России

 

Яндекс.Метрика





Система управления контентом
428000 г. Чебоксары, Ул. К.Маркса, 36
Телефон: (8352) 62-85-37
Факс: (8352) 23-50-00
E-Mail: gcheb@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика