Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Откуда родом Дед Мороз и Снегурочка

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - https://gcheb.cap.ru/

Дед Мороз

Итак, Дед Мороз – правда или вымысел? Настоящая у него борода или это просто кусок ваты, украденный из аптечного киоска? Олени резво несут его упряжку или это костюмированные лошади с рогами из пластика? Действительно ли волшебный посох у Деда Мороза или это просто обломок шеста для прыжков в высоту? Мнений множество, но правильное лишь одно – Дед Мороз есть!

История такого праздника как Новый Год и множество фактов подтверждают, что Дед Мороз на самом деле существует. Год его рождения никому неизвестен, так как это было очень давно, соответственно его возраст исчисляется не одной сотней лет.

Факт наличия родственников у этого дедушки не доказан, но и не опровергнут, сведения есть только об его внучке – Снегурочке.

Постоянным местом жительства Деда Мороза является резиденция в Великом Устюге – небольшом поселке в Вологодской области, но дедушка часто бывает в разъездах, и застать его на месте очень сложно. Работает Дед Мороз всего одну неделю в году (возраст все-таки солидный), все остальное время отдыхает от трудов праведных на популярных курортах мира и готовится к следующему Новому Году – мастерит подарки, тренирует оленей и ремонтирует сани.

 

Сколько лет Деду Морозу? 

Предками Деда Мороза в одних странах считают "местных" гномов. В других - средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские песни. Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое.

Но среди предков старца был, оказывается, и вполне реальный человек. В IV веке жил в турецком городе Мира архиепископ Николай. По преданию, это был очень добрым человеком. Так, однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома, узелки с золотом. После смерти Николая объявили святым. В XI веке церковь, где он был захоронен, ограбили итальянские пираты. Они похитили останки святого и увезли к себе на родину.

Прихожане церкви святого Николая были возмущены. Разразился международный скандал. История эта наделала так много шуму, что Николай стал объектом почитания и поклонения христиан из разных стран мира.

В средние века твердо установился обычай в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря "святой" стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый Год. Доброго старика везде называют по-разному: в Испании - папа Ноэль, в Румынии - Мош Джарилэ, в Голландии - Синте-Клаас, в Англии и Америке - Санта-Клаус, а у нас - Дед Мороз.

 

У восточных славян представлен сказочный образ Мороза - богатыря, кузнеца, который сковывает воду "железными морозами". Сами Морозы часто отождествлялись с буйными зимними ветрами. Известно несколько народных сказок, где Северный ветер (или Мороз) помогает заблудившимся путникам, указывая дорогу.

 

Наш Дед Мороз - образ особенный. Он отражен в древнеславянских сказаниях (Карачун, Позвизд, Зимник), русских народных сказках, фольклоре, русской литературе (пьеса А.Н. Островского "Снегурочка", поэма Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос", стихотворение В.Я. Брюсова "Царю Северного полюса", карело-финский эпос "Калевала").

Позвизд - славянский бог бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой - на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег. Стремительно носился Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов.

 

В легендах древних славян существовал и другой персонаж - Зимник. Он, как и Мороз, представлялся в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет - там жди жестокой стужи.

Среди славянских божеств выделялся своей свирепостью Карачун - злой дух, сокращающий жизнь. Древние славяне считали его подземным богом, повелевавшим морозами.

Но со временем Мороз менялся. Суровый, в компании Солнца и Ветра разгуливающий по земле и насмерть морозивший встретившихся на пути мужиков (в белорусской сказке "Мороз, Солнце и Ветер), он из грозного постепенно превращается в справедливого и доброго деда.

 

Костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. К началу XIX века голландцы рисовали его стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки. В конце того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. В 1860 году американский художник Томас Найт украсил Деда Мороза бородой, а вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка. С таким Дедом Морозом все мы хорошо знакомы.

 

Согласно древнейшей мифологии и символики цвета традиционный облик Деда Мороза предполагает:

Борода и волосы - густые, седые (серебристые). Эти детали облика, кроме своего "физиологического" смысла (старец - седой) несут ещё и огромный символьный характер обозначая могущество, счастье, благополучие и богатство. Удивительно, но именно волосы - единственная деталь облика не претерпевшая за тысячелетия никаких значительных изменений.

Рубашка и брюки - белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты). Эта деталь практически потерялась в современном представлении о костюме. Исполнители роли Деда Мороза и костюмеры предпочитают закрыть шею исполнителя белым шарфом (что допустимо). На брюки, как правило, не обращают внимания или шьют их красными под цвет шубы (страшная ошибка!)

Шуба - длинная (по щиколотку или по голень), обязательно красная, расшитая серебром (восьмиконечные звёзды, гуськи, кресты и другой традиционный орнамент), отороченная лебединым пухом. Некоторые современные театральные костюмы, увы, грешат экспериментами в области цветовой гаммы и замены материалов. Наверняка многим приходилось наблюдать седовласого волшебника в синей или зелёной шубе. Если так, знайте - это не Дед Мороз, а один из его многочисленных "младших братьев". Если шуба коротка (голень открыта) или имеет ярко выраженные пуговицы - перед вами костюм Санта Клауса, Пер Ноэля или ещё кого-то из зарубежных побратимов Деда Мороза. А вот замена лебединого пуха на белый мех хоть и не желательна, но всё же допустима.

Шапка - красная, расшита серебром и жемчугом. Оторочка (залом) лебединым пухом (белым мехом) с треугольным вырезом выполненным на лицевой части (стилизованные рога). Форма шапки - полуовал (круглая форма шапки традиционна для русских царей, достаточно вспомнить головной убор Ивана Грозного). Кроме вальяжного отношения к цвету, описанного выше, театральные костюмеры современности пробовали разнообразить украшение и форму головного убора Деда Мороза. Характерны следующие "неточности": замена жемчуга на стеклянные алмазы и самоцветы (допустима), отсутствие выреза за оторочке (не желательно, но встречается очень часто), шапка правильной полукруглой формы (это Владимир Мономах) или колпак (Санта Клаус), помпон (он же).

Трёхпалые перчатки или варежки - белые, расшиты серебром - символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук. Трёхпалость - символ принадлежности к высшему божественному началу ещё с неолита. Какой символьный смысл несут современные красные варежки - неизвестно.

Пояс - белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков). В наши дни сохранился как элемент костюма полностью утратив символьный смысл и соответствующую цветовую гамму. А жаль ...

Обувь - серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. Каблук скошен, небольших размеров или полностью отсутствует. В морозный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро - символы луны, святости, севера, воды и чистоты. Именно по обуви можно отличить настоящего Деда Мороза от "подделки". Более-менее профессиональный исполнитель роли Деда Мороза никогда не выйдет к публике в ботинках или чёрных сапогах! В крайнем случае он постарается найти красные танцевальные сапоги или обычные черные валенки (что, безусловно, не желательно).

Посох - хрустальный или серебрённый "под хрусталь". Ручка витая, так же серебристо-белой цветовой гаммы. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья). В наши дни трудно найти посох соответствующий этим описаниям. Фантазия художников-декораторов и реквизиторов практически полностью изменили его очертания.

 

Сказ Деда Мороза с узорчатого крыльца вотчины в канун Нового года

Многие меня спрашивают, сколько мне лет и почему я основал свою вотчину здесь, хотя Родина моя - вся Россия и меня везде радостно встречают, везде готово для меня жилье, в каждой губернии есть моя резиденция. Есть она и в стольном городе Москве, но я живу там, где нужнее. Я - ровесник народов славянских, но издревле с устюжанами, которые разделяют со мной судьбу народа российского, судьбу древнерусских городов Устюга и Гледена, от которого пошел Великий Устюг.

А началось все давно, одиннадцать веков назад, в княжение на вологодских землях Синеуса, брата Рюрика.

Тогда же приходил с ними из земель варяжских и брат мой Санта-Клаус, который недавно опять гостил у меня. Он тоже всегда в походах и странствиях, побывал с викингами в Исландии и Америке по ближнему пути, а я со своими землепроходцами по дальнему, через Сибирь.

Здесь моя вотчина, нам обоим работы хватает.

Так вот. История такова, что славянские народы, которые я всегда сопровождаю, в то время переселялись на север и восток. Дойдя до устья реки Юг, построили здесь крепость Гледен, сейчас на этом месте - монастырь православный.

Гледен и Великий Устюг стояли на перекрестке всех дорог, всех движений славянских на север и восток.

Много знатных гостей встречал город, был здесь и сам Петр Великий, император, который Указом своим постановил Деда Мороза чествовать и елки новогодние ставить.

Не случайно столько мореходов и землепроходцев вышло из этих мест. Передвигались в ту пору по рекам.

Здесь природой образован крест из четырех рек, идущих во все четыре стороны света.

Сухона течет с запада, Северная Двина идет на север, Вычегда спускается с востока, а Юг - с полудня. Веками осваивали огромные пространства землепроходцы, дойдя до берегов Америки.

Реками шли в теплое и холодное время года, звали меня на помощь. Мостил я болота непроходимые, содержал санный путь, в чащобах лесных обозначал следы звериные для удальцов охотников, хранил в пути дичь лесную и запасы рыбные.

Это было очень нужно в то время. Так я и остался с устюжанами и в походах их дальних, и теперь их не оставлю. Нельзя оставлять друзей своих.

Следом за удалыми открывателями новых земель шли купцы. Стекались в Устюг с четырех сторон товары невиданные, богател торговый и ремесленный народ.

Но однажды, когда ушли устюжане в поход, сожжен был богатый Гледен врагами, а крепостные стены подмыты страшным весенним паводком. Разбрелися жители по лесам, часть за реку перебралась, где городище Устюга поставили, часть основали деревню Морозовицу, возле пепелища Гледена, где проживал я долгие годы.

Трудные времена были на Руси. Возгордились устюжане от богатства своего, заносчивы стали, горделивы, забывать стали веру отцов своих, которые, чтоб не погибнуть в походах дальних, ставили столько храмов православных.

Однажды разыгралась буря, и туча темная надвинулась на город. Среди молний увидели жители мрачные, мерцающие огнем камни, готовые упасть и сокрушить, сжечь все живое.

И тогда гордые и богатые устюжане обратились за помощью к нищему и босому горожанину Прокопию. Это был выходец из земель варяжских, некогда сильный воин и купец, который отдал все свое богатство бедным и уже давно скитался среди устюжан, живя лишь на их милостыню. Он постоянно молился за благополучие устюжан в главном храме города - Успенском соборе. Прокопий был прост и безобиден, помогал людям советом, он никого не обижал, со всеми жил в мире, он предсказывал многие события и знал, как избежать болезней. Граждане верили ему, понимали, что через него возможно прощение сил небесных.

Вместе с ним просили прощения у Бога за обиды, нанесенные друг другу, устюжане, просили соборно, день и ночь. Ослабевали мольбы - надвигалась Туча, усиливались - отходила Туча. К радости народа, наконец отошла от Устюга Туча. Выпали камни в 20 километрах на речке Стриге.

Сейчас камни эти имеют силу большую, целебную, зовущую к терпению и согласию, да такую силу, что увез мэр московский один из камней и заложил в храме Христа Спасителя, чтобы хранил мир в земле российской.

Отмолились тогда устюжане, цел остался город, построили они храм в честь Св. Праведного Прокопия, который с тех пор является защитником Устюга Великого. А камень, на котором сидел Прокопий, и сейчас на виду, так что каждый может присесть на него.

Но насылаются на город время от времени наводнения, и кончатся они после полного завершения всех распрей российских. Это время приближается с каждым Новым годом.

Но ушло время землепроходцев, о которых говорят нам лишь памятники Устюга Великого.

И чтобы напоминать об этом, о единении людей в нашем Отечестве, поставили устюжане мне новый дом на вотчине моей.

Вот почему я здесь, в Великом Устюге.

 

 

Родина Снегурочки

В новом веке только настоящие Дед Мороз и Снегурочка зажигают огни на главной елке страны! 

Вся Россия знает, что Дед Мороз живет в Великом Устюге, а Снегурочка приходит к детям из Щелыкова Костромского края. 

Именно Костромской край с его уникальным историческим прошлым и природно-ландшафтной составляющей вправе заявлять о себе как о родине Снегурочки. Немаловажное значение имеет прочная связь создателя пьесы "Снегурочка" А.Н.Островского с Костромским краем. В массовом сознании Кострома воспринимается как  "Берендеево царство" еще и благодаря фильму, съемки которого проходили в этих местах. В Островском районе Костромской области (мемориальный и природный музей-заповедник имени А.Н.Островского "Щелыково") находится Голубой ключик, получивший в народе название "Сердце Снегурочки", Ярилина долина.

 

 

Внучка Деда Мороза, маленькая симпатичная девочка в шубке чудесного бирюзового оттенка, новомодных валенках, вечно молодая и жизнерадостная – это она, Снегурочка.

Дата появления на свет Снегурочки, как и дата рождения самого Деда Мороза, покрыта тайной (вся эта личная жизнь необычных существ вообще очень загадочная штука – внучка у Деда Мороза есть, а о детях ничего неизвестно…).

Снегурочка является постоянной спутницей дедушки, когда подарков в мешке становится меньше, помогает его нести, запрягает и распрягает оленей (или может быть лошадей).

Перед Новым Годом вместе с Дедом Морозом разбирает письма и прочую корреспонденцию, которая приходит в Великий Устюг в огромных количествах, придумывает оригинальные подарки и представления для самых маленьких детей, их же и развлекает, в то время как Дед Мороз выведывает у родителей, хорошо ли дети вели себя в течение года.

 

Платье для Снегурочки

Кого в детстве не печалила история сказочной Снегурочки? В детстве мы задумывались о душевной черствости ее близких: ведь лето с его солнечными днями было не лучшей порой для "холодной" Снегурочки, а приемные родители все стремились отправить ее погулять с подружками в лес, на лужайку, на солнце. Став старше, мы начинали понимать глубинные языческие корни весенней сказки Александра Николаевича Островского. И уже смерть Снегурочки соединялась не столько с гибелью от огня любви, зажженного в ее сердце, сколько с пониманием, что ее принесли в жертву Яриле-Солнцу во имя будущего благоденствия берендеев.

Пьеса Александра Николаевича Островского поразила и порадовала друзей драматурга. "Видно..., что это дивное произведение ... было интимной стороной души Островского"(1), - писал Константин Коровин. Возможно, эта камерность и привлекла известного мецената Савву Ивановича Мамонтова, решившего поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве (премьера состоялась 6 января 1882 года). Эскизы театральных костюмов, выполненные Виктором Михайловичем Васнецовым для этой постановки, хранятся в музее-заповеднике "Абрамцево". Через три года, в 1885 году, Васнецов делает новые эскизы костюмов, уже для постановки оперы Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка" в Русской частной опере С.И. Мамонтова в Москве.

В пьесе Островского практически нет прямых описаний одежды героев. Это дало Васнецову повод обратиться не только к своей фантазии, но и к знанию народного крестьянского костюма, который был ему хорошо известен.

Костюм Снегурочки состоит из рубахи и сарафана. Рубахи девушки и женщины на Руси носили длинные, преимущественно белого цвета, сшитые из прямых полотнищ льняной или конопляной ткани домашнего изготовления; декор и цветовая гамма в каждой российской губернии были свои, неповторимые. В старинных рубахах преобладали узорное ткачество и вышивка льняными, шелковыми, позднее хлопчатобумажными нитями, а со второй половины XIX века шире использовались разнообразные тканые нашивки, аппликация, тесьма, ленты, кружево и блестки. Узор располагался в основном у ворота, оплечья, рукавов и подола, так как являлся не только украшением, но и оберегом от злых сил.

Еще одной непременной составной частью женского костюма был сарафан (глухой косоклинный в древности, затем прямой на лямках). Верхнюю часть прямого сарафана украшалась тесьмой, выложенной уголками, а по светлому полю шел простой узор: прямые и косые линии, "змейки", уголки. Следует заметить, что в народном костюме еще и в XIX веке сохранилось сильное влияние языческих верований, да и действие самой сказки Островского происходит в дохристианской Руси. Поэтому вся отделка костюма имеет свой смысл. Например, узор-змейка означает, что деревня, где жила Снегурочка, стояла у воды.

 

Использованы материалы Российского исторического иллюстрированного журнала «Родина» №12-2000

 

 

Снегурочка. Фрагменты биографии

 

Жил-был крестьянин Иван, и была у него жена Марья. Жили Иван да Марья в любви и согласии, вот только детей у них не было. Так они и состарились в одиночестве. Сильно они о своей беде сокрушались и только глядя на чужих детей утешались. А делать нечего! Так уж, видно, им суждено было. Вот однажды, когда пришла зима да нападало молодого снегу по колено, ребятишки высыпали на улицу поиграть, а старички наши подсели к окну поглядеть на них. Ребятишки бегали, резвились и стали лепить бабу из снега. Иван с Марьей глядели молча, призадумавшись. Вдруг Иван усмехнулся и говорит:

 

- Пойти бы и нам, жена, да слепить себе бабу!

На Марью, видно, тоже нашел веселый час.

- Что ж, - говорит она, - пойдем, разгуляемся на старости! Только на что тебе бабу лепить: будет с тебя и меня одной. Слепим лучше себе дитя из снегу, коли Бог не дал живого!

- Что правда, то правда... - сказал Иван, взял шапку и пошел в огород со старухою.

Они и вправду принялись лепить куклу из снегу: скатали туловище с ручками и ножками, наложили сверху круглый ком снегу и обгладили из него головку.

- Бог в помощь? - сказал кто-то, проходя мимо.

- Спасибо, благодарствуем! - отвечал Иван.

- Что ж это вы поделываете?

- Да вот, что видишь! - молвит Иван.

- Снегурочку... - промолвила Марья, засмеявшись.

 

Вот они вылепили носик, сделали две ямочки во лбу, и только что Иван прочертил ротик, как из него вдруг дохнуло теплым духом. Иван второпях отнял руку, только смотрит - ямочки во лбу стали уж навыкате, и вот из них поглядывают голубенькие глазки, вот уж и губки как малиновые улыбаются.

- Что это? Не наваждение ли какое? - сказал Иван, кладя на себя крестное знамение.

А кукла наклоняет к нему головку, точно живая, и зашевелила ручками и ножками в снегу, словно грудное дитя в пеленках.

- Ах, Иван, Иван! - вскричала Марья, задрожав от радости. - Это нам Господь дитя дает! - и бросилась обнимать Снегурочку, а со Снегурочки весь снег отвалился, как скорлупа с яичка, и на руках у Марьи была уже в самом деле живая девочка.

- Ах ты, моя Снегурушка дорогая! - проговорила старуха, обнимая свое желанное и нежданное дитя, и побежала с ним в избу.

 

Иван насилу опомнился от такого чуда, а Марья была без памяти от радости.

И вот Снегурочка растет не по дням, а по часам, и что день, то все лучше. Иван и Марья не нарадуются на нее. И весело пошло у них в дому. Девки с села у них безвыходно: забавляют и убирают бабушкину дочку, словно куколку, разговаривают с нею, поют песни, играют с нею во всякие игры и научают ее всему, как что у них ведется. А Снегурочка такая смышленая: все примечает и перенимает.

 

И стала она за зиму точно девочка лет тринадцати: все разумеет, обо всем говорит, и таким сладким голосом, что заслушаешься. И такая она добрая, послушная и ко всем приветливая. А собою она - беленькая, как снег; глазки что незабудочки, светло-русая коса до пояса, одного румянцу нет вовсе, словно живой кровинки не было в теле... Да и без того она была такая пригожая и хорошая, что загляденье. А как, бывало, разыграется она, так такая утешная и приятная, что душа радуется! И все не налюбуются Снегурочкой. Старушка же Марья души в ней не чает.

 

- Вот, Иван! - говаривала она мужу. - Даровал-таки нам Бог радость на старость! Миновалась-таки печаль моя задушевная!

А Иван говорил ей:

- Благодарение Господу! Здесь радость не вечна, и печаль не бесконечна...

Прошла зима. Радостно заиграло на небе весеннее солнце и пригрело землю. На прогалинах зазеленела мурава, и запел жаворонок. Уже и красные девицы собрались в хоровод под селом и пропели:

- Весна-красна! На чем пришла, на чем приехала?..

- На сошечке, на бороночке!

А Снегурочка что-то заскучала.

- Что с тобою, дитя мое? - говорила не раз ей Марья, приголубливая ее. - Не больна ли ты? Ты все такая невеселая, совсем с личика спала. Уж не сглазил ли тебя недобрый человек?

А Снегурочка отвечала ей всякий раз:

- Ничего, бабушка! Я здорова...

Вот и последний снег согнала весна своими красными днями. Зацвели сады и луга, запел соловей и всякая птица, и все стало живей и веселее. А Снегурочка, сердечная, еще сильней скучать стала, дичится подружек и прячется от солнца в тень, словно ландыш под деревцем. Ей только и любо было, что плескаться у студеного ключа под зеленою ивушкой.

Снегурочке все бы тень да холодок, а то и лучше - частый дождичек. В дождик и сумрак она веселей становилась. А как один раз надвинулась серая туча да посыпала крупным градом. Снегурочка ему так обрадовалась, как иная не была бы рада и жемчугу перекатному. Когда ж опять припекло солнце и град взялся водою, Снегурочка поплакалась по нем так сильно, как будто сама хотела разлиться слезами, - как родная сестра плачется по брату.

Вот уж пришел и весне конец; приспел Иванов день. Девки с села собрались на гулянье в рощу, зашли за Снегурочкой и пристали к бабушке Марье:

- Пусти да пусти с нами Снегурочку!

Марье не хотелось пускать ее, не хотелось и Снегурочке идти с ними; да не могли отговориться. К тому же Марья подумала: авось разгуляется ее Снегурушка! И она принарядила ее, поцеловала и сказала:

- Поди же, дитя мое, повеселись с подружками! А вы, девки, смотрите берегите мою Снегурушку... Ведь она у меня, сами знаете, как порох в глазу!

- Хорошо, хорошо! - закричали они весело, подхватили Снегурочку и пошли гурьбою в рощу. Там они вили себе венки, вязали пучки из цветов и распевали свои веселые песни. Снегурочка была с ними безотлучно.

Когда закатилось солнце, девки наложили костер из травы и мелкого хворосту, зажгли его и все в венках стали в ряд одна за другою; а Снегурочку поставили позади всех.

- Смотри же, - сказали они, - как мы побежим, и ты также беги следом за нами, не отставай!

И вот все, затянувши песню, поскакали через огонь.

Вдруг что-то позади их зашумело и простонало жалобно:

- Ау!

Оглянулись они в испуге: нет никого. Смотрят друг на дружку и не видят между собою Снегурочки.

- А, верно, спряталась, шалунья, - сказали они и разбежались искать ее, но никак не могли найти. Кликали, аукали - она не отзывалась.

- Куда бы это девалась она? - говорили девки.

- Видно, домой убежала, - сказали они потом и пошли в село, но Снегурочки и в селе не было. 

Искали ее на другой день, искали на третий. Исходили всю рощу - кустик за кустик, дерево за дерево. Снегурочки все не было, и след пропал. Долго Иван и Марья горевали и плакали из-за своей Снегурочки. Долго еще бедная старушка каждый день ходила в рощу искать ее, и все кликала она, словно кукушка горемычная:

- Ау, ау, Снегурушка! Ау, ау, голубушка!..

 

И не раз ей слышалось, будто голосом Снегурочки отзывалось: "Ау!". Снегурочки же все нет как нет! Куда же девалась Снегурочка? Лютый ли зверь умчал ее в дремучий лес, и не хищная птица ли унесла к синему морю?

Нет, не лютый зверь умчал ее в дремучий лес, и не хищная птица унесла ее к синему морю; а когда Снегурочка побежала за подружками и вскочила в огонь, вдруг потянулась она вверх легким паром, свилась в тонкое облачко, растаяла... и полетела в высоту поднебесную. 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика





Система управления контентом
428000 г. Чебоксары, Ул. К.Маркса, 36
Телефон: (8352) 62-85-37
Факс: (8352) 23-50-00
E-Mail: gcheb@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика