Основные события в СПИДе
1 декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом
В 1988 году Генеральная Ассамблея ООН объявила, что распространение СПИДа приняло масштабы глобальной пандемии. Чтобы привлечь внимание к этой проблеме людей всего мира, резолюцией ООН 43/15 был официально объявлен 1 декабря - Всемирным днем борьбы со СПИДом. В этот день мировая общественность выражает солидарность с людьми, затронутыми эпидемией, и поддержку усилий по борьбе со СПИДом во всем мире.
Каждый год Всемирный день борьбы со СПИДом посвящен определенной теме, отражающей один из аспектов эпидемии.
1988 - Объединенный мир против СПИДа (A World United Against AIDS)
1989 - Молодежь и СПИД (Youth and AIDS)
1990 - Женщины и СПИД (Women and AIDS)
1991 - Вместе принять вызов (Sharing the Challenge)
1992 - СПИД: обязательства, принятые обществом (AIDS: A Community Commitment)
1993 - Время действовать (Time to Act)
1994 - СПИД и семья (AIDS and the Family)
1995 - Общие права, общая ответственность (Shared Rights, Shared Responsibilities)
1996 - Один мир, одна надежда (One World, One Hope).
Ежегодные всемирные кампании по борьбе со СПИДом
В июне 1997 года Объединенной программой ООН по СПИДу - UNAIDS и шестью ее спонсорами (ВОЗ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ПРООН, ЮНФПА и Всемирным банком) совместно с несколькими международными партнерскими организациями была начата первая ежегодная Всемирная кампания по борьбе со СПИДом. Теперь определенному аспекту проблемы СПИДа посвящается не только день 1 декабря, а весь год. В течение всего года проводятся мероприятия и осуществляются инициативы, посвященные избранной теме. Это позволяет более эффективно использовать имеющиеся ресурсы и добиваться более ощутимых практических результатов.
Кампания 1997 года "Дети, живущие в мире, где есть СПИД" (Children Living in a World with AIDS), была посвящена самой молодой и часто самой незащищенной части общества - детям. При организации этой кампании Программа ООН по СПИДу и ее партнеры стремились привлечь внимание к тому, как эпидемия СПИДа влияет на жизнь детей всего мира, и мобилизовать международное сообщество на решение связанных с этим проблем.
В 1998 году в центре внимания Всемирной кампании "Движущая сила перемен" (Force for Change) была молодежь от 10 до 24 лет. Одной из задач кампании было реальное вовлечение молодежи в борьбу со СПИДом. Помимо этого, кампания была призвана усилить международную поддержку молодежи, пострадавшей от эпидемии. В рамках этой кампании также подчеркивалась связь между ВИЧ/СПИДом и другими факторами, такими, как права человека, имеющими большое значение для здоровья и развития молодежи.
Тема Всемирной кампании по борьбе со СПИДом 1999 года - "Слушай, учись, живи!" (Listen, Learn, Live!) Ее задачи:
Слушать детей и молодежь, прислушиваться к мнению молодых людей, понимать, что их беспокоит и что для них важно в жизни.
Учиться друг у друга уважению, участию в общем деле, поддержке и способам предупредить распространение ВИЧ-инфекции.
Жить в мире, где права детей и молодежи защищены, где люди, живущие с ВИЧ/СПИДом, получают необходимую помощь и не страдают от дискриминации.
Тема кампании 2000 года - "СПИД: Многое зависит от мужчин" (AIDS: Men make a difference) - отражает особую роль и ответственность мужчин в борьбе с эпидемией, поскольку женщины во многих странах мира лишены возможности решать, где, когда и в какой форме вступать в половые контакты - это решение зависит от мужчины. Вдобавок культ "мужественности" фактически поощряет рискованное поведение мужчин в сфере секса и употребления наркотиков, что в свою очередь приводит к заражению ВИЧ. Более 70% всех случаев ВИЧ-инфекции в мире происходит в результате половых контактов между мужчинами и женщинами, а 10% - в результате секса между мужчинами. Примерно 5% заражений приходится на лиц, употребялющих наркотики инъекционным путем, четыре пятых из которых - мужчины. Таким образом, активное и сознательное участие мужчин в борьбе со СПИДом способно изменить ход развития эпидемии.
Тема кампании 2001 года продолжает акцентировать внимание на роль мужчин в борьбе с эпидемией и звучит так: "Многое зависит от мужчин: Мне не все равно, а тебе?" (Men make a difference: I care, do you?). Однако этот лозунг несколько шире, чем прошлогодний, и сосредоточен не только на проблемах и потребностях мужчин активного возраста, но и на вопросах профилактики, медицинского ухода, поддержки, актуальных для обоих полов и разных возрастных групп, а также стремится привлечь к борьбе с эпидемией политических и общественных лидеров.
Тема кампании 2002- 2003 года - "Гонение и дискриминация: Живи и дай жить другим" (Stigma and discrimination: Live and let live). Дискриминация и неприятие со стороны общества являются серьезным препятствием на пути эффективной профилактики и медицинской помощи в контексте ВИЧ/СПИДа. Страх подвергнуться дискриминации удерживает людей от обследования и лечения и заставляет скрывать свой ВИЧ-статус. Людям, инфицированным ВИЧ или подозреваемым в этом, отказывают в получении медицинской помощи, жилья или работы, в страховании или въезде в иностранное государство, от них отворачиваются друзья и коллеги. В некоторых случаях их выгоняют из дома их собственные семьи, их супруги подают на развод; известны случаи физического насилия и даже убийства на почве ВИЧ-статуса. Клеймо позора, которое все еще ассоциируется с этим диагнозом, передается и следующему поколению, ложась тяжким бременем на плечи детей, чьи родители умерли от СПИДа.
При выборе темы кампании 2003-2004 года было принято неординарное решение. Впервые тема кампании оказалась продолжением предыдущей - "Гонение и дискриминация: Живи и дай жить другим" (Stigma and discrimination: Live and let live). Стигма и дискриминация были главными препятствиями для профилактики и ухода в связи с ВИЧ с самого начала эпидемии. И для уничтожения этого "корня зла" недостаточно ни одной, ни двух кампаний. Тем не менее, необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы изменить иррациональное и несправедливое отношение к людям, которых затронула эпидемия.
Кампания 2004 года носит название "Женщины, девушки и ВИЧ/СПИД". Женщины и девушки особенно уязвимы перед ВИЧ и последствиям СПИДа. Почти половина всех людей в мире, живущих с ВИЧ, - женщины. В рамках кампании особо подчеркивается роль ВИЧ-положительных женщин в борьбе со СПИДом, а также о необходимости уничтожения неравенства между полами, из-за которого женщины в большей степени страдают от СПИДа.
Остановить эпидемию СПИДа значит выполнить те обещания и обязательства, которые были даны в борьбе против ВИЧ. Поэтому для Всемирной кампании против СПИДа в 2005 году была выбрана тема: "Остановите СПИД. Выполните обещание". Цель кампании - призвать мировых лидеров к ответу по тем обещаниям и обязательствам, которые они приняли, и побудить их принять меры, чтобы выполнить их.