О разработке и утверждении документа планирования регулярных пассажирских перевозок
Докладчик: Александров Герман Геннадиевич, заместитель главы администрации города по вопросам ЖКХ
Управлением ЖКХ администрации города по результатам проведения открытого конкурса был заключен муниципальный контракт от 18.07.2016 г. №632 на оказание услуг по выполнению Научно-исследовательской работы по изучению и оптимизации маршрутной сети городского пассажирского транспорта города Чебоксары на период 2017-2021 гг. с Научно-исследовательским и проектным институтом территориального развития и транспортной инфраструктуры (г. Санкт-Петербург).
Институт имеет большой опыт выполнения подобных работ в г. Казани, Саранске, Тольятти, Архангельске и др. городах.
Институтом была проведена работа по сбору и анализу необходимых исходных данных, анализу градостроительных и планировочных документов, стратегий развития города, в том числе обследования пассажирских потоков, которые проводились на остановочных площадках.
Обследования проводились с использованием видео-камер, а также непосредственно в транспортных средствах с использованием автоматических детекторов подсчета пассажиров.
Также, в целях изучения потребностей населения в пассажирских перевозках и общественного мнения относительно работы пассажирского транспорта в городе был проведен социологический опрос. Опрос проводился с 1 сентября по 7 октября. Всего было опрошено 5 000 респондентов, как при помощи личного опроса в местах концентрации людей (торговые комплексы, крупные остановочные пункты, транспортно-пересадочные узлы), так и при помощи интернет опроса на городских сетевых ресурсах (форумы, социальные сети, интернет-портал администрации).
В рамках социологического опроса населения было выявлена потребность горожан в дальнейшем совершенствовании качества пассажирского обслуживания. Некоторая удовлетворенность пассажиров отмечается по троллейбусам, а наименьшая – по автобусам. В целом, к общим проблемам существующего пассажирского обслуживания, можно отнести вопросы с подвижным составом – около 26% (низкий уровень комфорта в салонах транспортных средств),
а также состояние транспортной инфраструктуры – 19% (в основном касается качества дорог), и тарификации проезда (17%).
Для моделирования пассажирской сети общественного транспорта, прогнозирования изменения пассажирских потоков и выработке предложений по оптимизации существующей маршрутной сети, институтом была разработана пассажирская модель нашего города. Модель необходима для проработки различных вариантов конфигурации маршрутной сети и обоснованного выбора оптимального из них.
В ходе проведенной оптимизации маршрутной сети выработаны следующие предложения:
- закрыть 20 маршрутов, в том числе: автобусные №10, 14, 16, 18, 21, 24, 34, 36, 48, 49, 50, 51, 56, 59, 60, 60к, 61, 63, 65 и троллейбусный маршрут №7;
- изменение трасс 18 маршрутов в том числе 16 автобусных и 2 троллейбусных;
- организация одного нового троллейбусного маршрута №22;
В результате анализа маршрутной сети было выполнено деление городских маршрутов на функциональные группы. В основу такого деления положен принцип однородности, совпадения функциональных характеристик и начертания маршрутов в пределах группы. Всего была сформировано 11 функциональных групп.
На слайде представлены расчеты количества подвижного состава по результатам оптимизации и их сравнение с существующим положением. Предлагаемый вариант предусматривает постепенное снижение количества и переход с автобусов малой вместимости на средней и большой вместимости.
Институтом предложены следующие схемы групп маршрутов с учетом режимов работы и количеством подвижного состава.
Утверждение Документа планирования, разработанного на основе оптимизации пассажирской маршрутной сети позволит нашему городу:
Во-первых, снизить уровень дублирования городских маршрутов с 28 до 19 в центральной части города;
Во-вторых, привести плотность маршрутной сети к нормативным требованиям с 6,4 до 4,3 километров на квадратные километры;
В-третьих, перейти на использование подвижного состава от малого к средним и большим до 36% автобусов, что приведёт к снижению транспортной загрузки дорожной сети и повышению уровня безопасности пассажиров;
В-четвертых, повысить объём перевозок по троллейбусным маршрутам на 21%, что приведет к повышению устойчивости работы муниципального пассажирского транспорта и улучшению экологической ситуации в городе
И, наконец, обновить парк подвижного состава до 32%, что приведёт к повышению привлекательности пассажирского транспорта и качества транспортного обслуживания горожан;
Проект Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Чебоксары на 2017 – 2021 гг., проект которого размещен для оценки регулирующего воздействия.
На сайте Администрации города размещены материалы выполненной научно-исследовательской работы по изучению и оптимизации маршрутной сети городского пассажирского транспорта города Чебоксары на период 2017-2021 гг.