Информация о работе с детьми по профилактике правонарушений в городе Чебоксары.
Докладчик - заместитель главы администрации по социальным вопросам Алла Леонидовна Салаева.
Презентация >>>
По итогам восьми месяцев 2017 г. на территории г. Чебоксары уровень подростковой преступности среди несовершеннолетних по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился с 138 фактов до 126 (на 8,7 %):
- по Ленинскому району: с 61 до 50 фактов
- по Калининскому району: с 53 до 49 фактов
- по Московскому району: рост составил с 24 до 27 фактов.
За указанный период всего лицами, не достигшими 18 лет, по городу совершено 126 преступлений, в которых приняло участие 103 человека; из них школьников – 67.
Нужно отметить, что картину по городу составляют преступления, вошедшие в статистику по месту территориального совершения, а не по месту проживания или обучения подростков.
В частности, из 103 лиц, совершивших противоправные деяния, 22 – иногородние (кроме районов Чувашии, это г. Москва, Кострома, Нижегородская область, а также г.Новочебоксарск).
Хочется подчеркнуть, что зачастую материалы по совершенным преступлениям доходят до комиссий по делам несовершеннолетних, которые ведут учет по месту регистрации, приходят с большим опозданием (до 4-5 месяцев), и подросток в поле зрение субъектов профилактики попадает поздно.
ВЫВОД: Необходимо усилить межведомственное взаимодействие по обмену информацией между правоохранительными органами и КДН (комиссия по делам несовершеннолетних).
Проведена аналитика по каждой школе. На слайде вы видите общую картину в разрезе каждой школы, где выделены и учреждения с высокой степенью профработы с «нулевой преступностью», так и школы, недостаточно ведущие работу в данном направлении. Среди школ, в которых нет ни одного ученика, состоящего на учете в КДН, можно назвать: школы 14, 45, 56, 62, гимназии 1, 2, 4, 46, НОШ-2, лицей 3, Заволжская школа.
Большую тревогу вызывает тот факт, что доля краж остается стабильно высокой. Но изменился их характер: от спонтанных одиночных они стали организованными и групповыми. Если ранее это были кражи из автомобилей, вынос неоплаченного товара через кассу на спор, то сейчас подростки идут на это осознанно, с предварительной подготовкой (рюкзаки, фольга, срезание бирок в костюмерных и т.д.).
Актуальна и другая опасная тенденция – количество особо тяжких преступлений, совершенных через сеть Интернет, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. По г. Чебоксары за употребление ПАВ (соли, смеси и т.д.) поставлено на учет 14 школьников:
- по Ленинскому району: 4 подростка;
- по Калининскому району: 6 подростков;
- по Московскому району: 4 подростка.
Работа учебных заведений рассматривается на заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних, проводятся выездные комиссии по месту расположения учебных заведений для оказания методической помощи педагогам при участии представителей республиканского наркодиспансера, социальных служб, прокуратуры, полиции и т.д.
ВЫВОД: Необходимо пересмотреть аспекты воспитательной работы с подростками, в приоритет поставив адресную, индивидуальную работу, организацию их свободного времени. Назрела необходимость усиления профработы не только с подростками, но и с родителями, начиная с первого года обучения их детей.
Тем самым, можно отметить, что существующая система работы по профилактике правонарушений в городе Чебоксары дает сбои. Практика показывает, что недостаточно эффективно выстроены в общую цепь профориентационной работы такие звенья как психологическая служба, образование, которые работают сегодня более обособлено.
Для предупреждения роста подростковой преступности необходимо создать условия для психологического здоровья детей «группы риска».
Считаем целесообразным создание единого координационного городского органа. Необходима единая программа с дорожной картой, которая бы определяла конкретную роль каждого субъекта профилактики на каждом этапе работы.
В частности, проведение психологического тестирования для определения различных девиантных (отклоняющихся от общепринятых норм поведения) групп подростков, выявления семей с различной проблематикой. В этих целях считаем возможным создать на базе одной из школ каждого района специализированного центра «Школа профилактики» по организации и проведению индивидуальной работы как с подростками, так и с родителями, находящимися в социально-опасном положении путем проведения различных тренингов, занятий и оказания различных видов социальной и методической помощи.
Кроме этого, в каждом общеобразовательном учреждении необходимо усилить взаимодействие между директором школы, психологом, социальным педагогом и родителями «группы риска» с целью создания индивидуального комплексного подхода к каждой семье, с учетом вовлечения каждого подростка во внеурочную деятельность.