Федеральный реестр инвалидов (ФРИ) является государственной информационной системой, учитывающей следующие сведения об инвалидах:
- о группе инвалидности;
- об ограничениях жизнедеятельности;
- о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида;
- о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях;
- о денежных выплатах инвалиду;
- об иных мерах социальной защиты.
Целями создания ФРИ являются:
- персонифицированное информирование инвалидов о мерах социальной поддержки;
- повышение качества государственных и муниципальных услуг посредством осуществления эффективного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, организаций, подведомственных указанным органам, участвующих в предоставлении мер социальной защиты (поддержки) инвалидов, государственных внебюджетных фондов, юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, участвующих в предоставлении услуг инвалидам;
- организация статистического наблюдения за социально-экономическим положением инвалидов и их демографическим составом для обеспечения заинтересованных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций актуальной статистической и аналитической информацией об инвалидах.
Правила формирования и ведения федерального реестра инвалидов и использования содержащихся в нем сведений, утверждены постановлением Правительства РФ от 16 июля 2016 г. N 674.
Оператором системы является Пенсионный фонд России, поставщиками информации - федеральные органы исполнительной власти, Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, Фонд социального страхования Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организации, участвующие в предоставлении государственных услуг инвалидам.
Учет сведений во ФРИ осуществляется в режиме реального времени, т.е. при внесении поставщиками информации в свои информационные системы вся информация отображается во ФРИ.
Запись об инвалиде вносится оператором в информационную систему на основании сведений из справки, подтверждающей факт установления инвалидности, представляемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Сведения, подлежащие размещению в информационной системе, представляются поставщиком информации посредством указания страхового номера индивидуального лицевого счета инвалида и размещения сведений, за которые данный поставщик информации определен ответственным, и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.
Осуществление работ по созданию, ведению и использованию информационной системы происходит поэтапно, с учетом темпов создания и развития информационных систем поставщиков информации, их готовности размещать сведения в информационной системе и обеспечивать их защиту.
С 1 января 2017 г начался II этап, в рамках которого осуществляется регулярное представление сведений поставщиками информации в целях поддержания информационной системы в актуальном состоянии, выверка полноты и достоверности данных.
По состоянию на 1 сентября 2017 года территориальными органами ПФР осуществлена сверка данных ФРИ и федерального регистра инвалидов по детям –инвалидам. Данная сверка выявила отсутствие во ФРИ 452 детей, являющихся инвалидами в Чувашской Республике. Указанная информация в целях полноты учета сведений об инвалидах во ФРИ направлена в Пенсионный фонд РФ.
На 1 сентября т.г. во ФРИ в целом по Российской Федерации числится 12,1 млн. инвалидов, из них 6,7 млн. чел. или 55% - женщины, 4,8 млн.чел или 40% - мужчины, 0,6 млн. чел. или 5% – дети. При этом 1 группу инвалидности имеют 12,8% инвалидов старше 18 лет, 2 группу - 48,8% и 3 группу- 38,4%. Из общей численности инвалидов лица старше 60 лет составляют 58,4%, от 18 до 30 лет- 4,4%. Причиной инвалидности 86,6% граждан является общее заболевание.
В Чувашской Республике на 1 сентября т.г. числится 84,8 тыс. инвалидов, из них 41,1 тыс. чел. или 49% - женщины, 39,2 тыс. чел. или 46% - мужчины, 4,5 тыс. чел. или 5% – дети. При этом 1 группу инвалидности имеют 12,3% инвалидов старше 18 лет, 2 группу - 35,3% и 3 группу- 52,4%. Из общей численности инвалидов лица старше 60 лет составляют 57,3%, от 18 до 30 лет- 4,6%. Причиной инвалидности 82,8% граждан является общее заболевание.
В Чебоксарах числится 28,4 тыс. инвалидов, из которых инвалидов 1 группы 3045 чел., 2 группы 9629 чел., 3 группы 14127 чел., детей-инвалидов – 1648 человек. Инвалидов женщин в возрасте до 55 лет 1716 чел., инвалидов мужчин в возрасте до 60 лет 3156 чел., . 23,5 тыс. – это инвалиды в возрасте старше общеустановленного пенсионного возраста.
Учреждениями медико-социальной экспертизы в Федеральном реестре инвалидов размещено более 846,3 тыс. индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов (ИПРА), в том числе 242,7 тыс. - по детям-инвалидам.
К настоящему времени разработан порядок предоставления размещения в ФРИ сведений об освоении инвалидом, ребенком-инвалидом образовательных программ дошкольного образования, образовательных программ начального общего, основного общего среднего общего образования, среднего профессионального образования, образовательных программ профессионального обучения, образовательных программ высшего образования и дополнительных общеразвивающих программ. Порядком предусматривается предоставление указанных сведений органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, предоставляющими государственные услуги инвалидам,
Чувашская Республика является участником пилотного проекта определения порядка информационного взаимодействия ПФР и органов власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и разработки формата передачи следующих сведений об инвалидах в ФРИ:
- об оказании медицинской помощи инвалидам государственными и муниципальными медицинскими организациями, в том числе в части исполнения мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации и программой реабилитации инвалидов, инвалидность которых наступила вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- об оказании инвалидам паллиативной помощи;
- об обеспечении инвалидов санаторно-курортным лечением в учреждениях, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации (за исключением санаторно-курортного лечения, осуществляемого в рамках предоставления набора социальных услуг);
- об обеспечении лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, отпускаемыми по рецептам врачей при амбулаторном лечении бесплатно и с 50-процентной скидкой.
Предоставление указанных сведений в целом по Российской Федерации предусмотрено с 1 января 2018 года.
Структура ФРИ позволяет органам государственной власти и самому инвалиду, используя страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС), как идентификатор гражданина в системе ФРИ, получать интересующую их информацию.
Органы власти для формирования статистических и аналитических отчетов используют «Аналитическую подсистему» ФРИ. Для получения доступа к аналитической подсистеме необходимо направить заявку в адрес Оператора реестра, то есть Пенсионного фонда Российской Федерации Зарегистрированные представители министерств и ведомств подключаются к персональному рабочему месту «Аналитической подсистемы» и имеют возможность работы с «Конструктором отчетов», позволяющим формировать различные выборки по видам статистических данных.
Инвалиды (их законные представители) могут получить персонифицированные сведения о назначенных выплатах и положенных льготах в «Личном кабинете инвалида». Также сюда можно подать электронное заявление о назначении пенсии и соцвыплат, оставить отзыв о качестве оказанных услуг. В настоящее время сервис работает в тестовом режиме.
В настоящее время ПФР обеспечен доступ к сведениям ФРИ как для органов государственной власти, так и для граждан также через раздел «Открытые данные» и мобильное приложение ФРИ.
Сведения, содержащиеся во ФРИ, используются органами государственной власти в целях предоставления государственных услуг инвалидам в рамках исполнения Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Так, Пенсионным фондом России в 12 регионах, в том числе в Чувашской Республике, запущен пилотный проект по назначению пенсий по инвалидности и ежемесячных денежных выплат по данным сведений, содержащихся во ФРИ. Все пенсии по инвалидности и ежемесячная денежная выплата гражданам городов Чебоксары, Алатырь и Шумерля, признанных инвалидами, будут назначаться на основании выписок из актов освидетельствования, которые к настоящему моменту поступили во ФРИ из учреждений медико-социальной экспертизы. Пилотный проект продлится до конца текущего года.
Информационная система позволит:
- оказывать услуги по назначению выплат инвалидам в электронной форме, то есть в режиме онлайн без их личного обращения в органы, предоставляющие услуги, что улучшит сервис предоставления услуг гражданам с ограниченными возможностями здоровья и сократит их временные затраты;
- не запрашивать у граждан дополнительные документы, необходимые для оказания им государственных и муниципальных услуг;
- обращаться за оказанием государственных и муниципальных услуг без привязки к конкретному субъекту Российской Федерации;
- исключить запросы в другие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для подтверждения сведений и информации (в случае обращения за государственной услугой не по месту жительства (регистрации).
Использование информационной системы также решит вопрос обеспечения контроля за установлением соответствующих выплат в установленные законодательством Российской Федерации сроки и исключения случаев их одновременного назначения в разных субъектах Российской Федерации.
В целях реализации гражданами, являющимися инвалидами, их активного и пассивного избирательного права в соответствии со ст.20 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ПФР дважды в год: на 1 января и на 1 июля, передает центральным избирательным комиссиям на основании данных ФРИ сведения о численности избирателей, являющихся инвалидами со стойкими расстройствами функций организма (слепые, слабовидящие, глухие и т.п.), и инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников.
По состоянию на 1 июля 2017 года Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики получены из ПФР сведения о численности избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами. По данным ФРИ в муниципальных образованиях Чувашской Республики проживают 2841 человек, использующий кресла-коляски, 1154 - использующие протезы, 1569 - являющиеся инвалидами по зрению, 12 - использующие собак –поводырей и 2575 - являющиеся инвалидами по слуху.
С 1 октября 2017 года Роструду предоставлена возможность получения из ФРИ отчетности о занятости инвалидов в «Мобильном приложении». До конца текущего года такая возможность будет предоставлена органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере занятости.
В соответствии с Концепцией создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов» в рамках III этапа (2018 - 2019 годы) развития ФРИ планируется расширить перечень и состав сведений, размещаемых поставщиками информации в информационной системе, а также круг поставщиков информации. Планируется обеспечить интеграцию информационной системы с Единой государственной информационной системой социального обеспечения. (ЕГИССО), а также оказание государственных и муниципальных услуг инвалидам на основе сведений, содержащихся в информационной системе.
Презентация >>>