В Чебоксарском художественном музее открылась выставка двадцати семи молодых российских художников "Давай!". В столицу Чувашии эта помпезная экспозиция современного русского искусства переехала из столиц европейских; в прошлом году. "Давай!" с шумом демонстрировалась в Берлине и Вене. Из Чебоксар,-- корреспондент Ъ ИРИНА Ъ-КУЛИК.
Выставка "Давай!" проходит в рамках программы "Культурная столица", которую патронирует Сергей Кириенко. Так что экспозиция радикального русского искусства в Чебоксарах открывалась с той помпой, которой в Москве современные художники удостаиваются крайне редко. На открытие прибыли зарубежные организаторы австрийский куратор Петер Нойевер и немецкий куратор Кристина Баумайстер, а также официальные представители местных властей. На удивление многочисленная публика была нарядной и праздничной, и, раз уж в правомочности такого зрелища сомневаться не приходилось, чебоксарцы рассматривали непривычное современное искусство с доброжелательностью и здоровым любопытством.
"Давай!" оказалась неожиданно убедительным групповым портретом современной России, населенной всяческими колоритными персонажами. Причем разница между подлинными или вымышленными героями, равно как различие между самими художниками и их персонажами в этом загадочном Рашенленде неожиданно стирается. Концептуально пьяный танец-перформанс художницы Елены Ковылиной продолжает угар и удаль плясок бесчисленных женихов и невест, заснятых на Воробьевых горах Людмилой Горловой. Фотопортреты деревенских жителей, помогавших Николаю Полисскому в возведении его вавилонской башни из сена, постановочные снимки играющих в футбол родителей Дмитрия Гутова или Александр Шабуров, предстающий в облике мента из сериала, принадлежат одной и той же галерее национальных типов. Матросы, торжественно несущие хрупкие белые платьица; прохожие и обыскивающие их менты на документальном видео Дмитрия Виленского;
разыгрывающие тюремные клоунские гэги "Синие носы"; похожая на маленького зверька старушка из видео Ольги Чернышевой, прихорашивающаяся перед тем, как пойти на коммунистическую демонстрацию с портретиком Сталина; перформансист из Ижевска Максим Веревкин/ бегающий по снегу нагишом и с горящим валенком на голове - все эти сцены в равной степени обретают занимательность очерка нравов и обычаев обитателей некоей экзотической страны.
Для чебоксарцев "Давай!" - не меньшая экзотика, чем для венцев или берлинцев. В Европе новое радикальное искусство из России было воспринято как некая нонконформистски-трэшевая субкультура, местами провокационная;
западная пресса была полна самых эмоциональных откликов на этих диких русских. В Чебоксарах произведения тех же художников/ вольготно разместившихся в чинных и просторных музейных залах, выглядят как образчик не столько отечественного, сколько международного современного искусства. Все весьма респектабельно. Устроители, правда, несколько опасались за монументальное живописное полотно Владимира Дубосарского и Александра Виноградова "Рождество" - обнаженная блондинка с младенцем, гепарды и медведи вместо привычных обитателей хлева и амбалы в камуфляже вместо волхвов. Но, в отличие от Москвы, где современных художников так и норовят привлечь к ответственности за богохульство, никакого скандала на религиозной почве в Чебоксарах не было. Местные знатоки искусства желчно обсуждали лишь недостатки живописной техники Дубосарского—Виноградова: дескать, белил в краски слишком много намешали.
Белил, было, видимо, настолько много, что представители местного Союза художников на следующий день вообще начали бурно протестовать против выставки "Давай!" на сакраментальном основании, что все на ней представленное - не искусство. Впрочем, непохоже, что эти эстетические разногласия могут оказаться достаточным поводом для закрытия выставки. И публика, и представители власти к выставке настроены вроде бы доброжелательно. На банкете по поводу открытия федеральный инспектор Приволжского округа Дмитрий Донсков предложил тост за свободу выражения. После чего поставил диск группы "Ленинград" - между прочим, запрещенной в Москве мэром Лужковым.
ПЕТЕР НОЙЕВЕР, директор венского Музея прикладного искусства и куратор Выставки "Давай!", приехал в Чебоксары, где и ответил на вопросы ИРИНЫ Ъ-КУЛИК.
- Какой образ России вы, как куратор, хотели создать в выставке "Давай!"?
- На этот вопрос невозможно ответить. Проект "Давай!" - это work in progress, он пребывает в постоянном движении и изменении. С самого начала это был эксперимент, а при эксперименте ты никогда заранее не можешь сказать, что именно произойдет в результате. И еще это своего рода утопия, как любая попытка открыть и описать новые, неведомые земли. Нам было очень важно не ограничиваться Москвой и Петербургом, но отправиться в какие-то другие, новые места, например в Чебоксары, и посмотреть, что там произойдет. Сейчас, в эпоху глобализации, Очень важно, чтобы в фокусе оказывались не только метрополии. Мы работали над Проектом вместе с русскими кураторами, и, конечно, здесь было много противоречий, конфронтации, провокаций, просто в силу того, что все мы думаем по-разному. Но разве не в противоречивости заключается сама суть современного искусства?
- И как вам Чебоксары? Изменилась ли в ваших глазах выставка "Давай!", переместившись из Берлина и Вены в Чувашию?
- Мы никогда не знаем наперед, какой облик обретет эта выставка в каждом новом городе. Что до Чебоксар, мне трудно составить какое-то представление об этом городе за те два дня, которые мы здесь провели. Но мне кажется очень важным, что "Давай!" стала своего рода стартом современного искусства в этом городе. Это важно и интересно прежде всего для людей, которые здесь живут. Конечно, это отчасти провокация, но искусство - это всегда провокация.
- Для западной и для русской публики провокационными могут оказаться совершенно различные вещи...
- Я не думаю, что эта выставка в Чебоксарах окажется более провокативной, чем в Берлине или Вене. Например, открытие в Берлине не обошлось без вмешательства полиции, несмотря на то что все происходило с большой помпой и открывал выставку сам министр культуры ФРГ. Один из художников, Дмитрий Булатов, для своего перформанса выставил перед музеем русский танк, и полиция заставила его убрать куда-то на задворки, дабы не смущать граждан. Но мы никогда не пытались сделать провокацию ради провокации. Для большинства людей раздражителем оказывается сам факт существования современного искусства, как раздражает их и существование кого-то, не похожего на них самих. Что же до вечных различий между Россией и Европой, Востоком и Западом, то, конечно, вместе им никогда не сойтись - в том смысле, что они никогда не станут единым целым. И слава богу, потому что без существования чего-то принципиально иного, без различий мир стал бы невыносимо скучен.
Газета Коммерсантъ, №35, 28 февраля 2003 г.