Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
https://gcheb.cap.ru/
Актуальность создания Социального партнерства в городе Чебоксары
В последние годы мы наблюдаем тенденцию роста популярности методов стратегического управления на уровне местной власти в России и Чувашской Республике. Начавшись в крупных городах–промышленных центрах, процесс внедрения стратегического подхода в практику продолжается сегодня и в средних городах, и в районах субъектов федерации. Как правило, в первую очередь местная администрация оказывается заинтересованной в разработке стратегии устойчивого развития для своего муниципального образования.
На практике для разработки стратегии привлекаются либо представители местных научных кругов (экономисты, статистики, социологи, историки, психологи и др.), либо консалтинговые организации. В целях обеспечения объективности разрабатываемой стратегии и, прежде всего, качества исходного стратегического анализа, второй подход представляется оптимальным. Причем лучше всего привлекать консультантов из других городов, которые могут взглянуть на ситуацию со стороны, будучи неподвластными распространенным в городе штампам и устойчивым взглядам. Привлечение местных специалистов целесообразно на последующих этапах разработки стратегии, когда будут определяться цели и составляться программы развития по целевым направлениям.
Следует отметить, что теоретическое обоснование и методологическое обеспечение процесса разработки стратегии муниципального развития недостаточно проработано как в нашей стране, так и за рубежом. Как правило, пытаются перенести на практическую почву либо методику стратегического планирования в организации, либо методы позиционирования и рыночные стратегии для города.
Прежде всего, следует задаться вопросом, может ли у города быть стратегия в традиционном понимании. Стратегия, вообще говоря, это комплекс решений, приводящих в соответствие внутренние характеристики организации ее внешним возможностям. Но город – не организация, это сложная саморазвивающаяся система. Основной отличительный признак организации – целенаправленная деятельность ее участников. Город же нельзя рассматривать, как совокупность субъектов, имеющих общую цель и выполняющих согласованные действия для ее достижения.
Поэтому стратегия муниципального развития в качестве субъекта предполагает некоторую группу внутри города, имеющую общие интересы, определившую согласованные цели и выполняющую определенные действия для их достижения. Чем более эта группа будет соответствовать множеству жителей и экономических субъектов города, тем больший успех и вероятность выполнения будет иметь стратегия. Мы называем подобное согласование интересов и организацию конструктивного взаимодействия населения, бизнеса и власти внутри города социальным партнерством. Именно социальное партнерство должно быть субъектом стратегии, а организация социального партнерства становится первоочередной задачей администрации города.
Поэтому усилия по стратегическому управлению в городах должны акцентироваться не столько на разработку формальных стратегических планов, сколько на создание эффективных устойчивых механизмов взаимодействия между участниками процесса стратегического развития и адаптации намеченных программ в рамках социального партнерства. При этом, сама стратегия не разрабатывается администрацией, а формируется, учитывая жизненные интересы населения и планы развития деловых предприятий, расположенных на территории муниципалитета. Администрация лишь постольку выполняет функции координатора формирования стратегии, поскольку по специфике своей текущей работы она обладает видением города, как целого, в отличие от его жителей или представителей бизнеса, рассматривающих город с точки зрения собственного интереса. При этом, разумеется, администрация сама является субъектом стратегических изменений, и способна оказывать воздействие на этот процесс, но это воздействие не может быть определяющим, хотя бы в силу объективной ограниченности ресурсов местной власти.
В результате обобщения опыта участия города Чебоксары в различных проектах была сформулирована "идеальная" модель внедрения методов стратегического управления на уровне местной власти. Модель предполагает выполнение следующих этапов:
- проведение предварительной диагностики процессов управления на местном уровне и оценка готовности к использованию стратегических методов;
- создание команды развития из представителей местной администрации, сообщества, бизнеса и пр.;
- проведение цикла семинаров для сплочения команды и развития творческих способностей;
- месячный цикл обучающих семинаров по стратегическому управлению для членов команды развития;
- создание реально работоспособных рабочих групп по блокам разработки стратегии с ядром из членов команды развития;
- комплекс мероприятий по сбору исходной информации, сопряженный с первичным информированием жителей города и представителей бизнеса, обеспечением общественного интереса;
- проведение консультантами комплексного стратегического анализа, с подключением при необходимости рабочих групп;
- творческая деятельность рабочих групп по формированию разделов стратегии города (определение миссии, целей, программ развития по экономическому и социальному блокам);
- разработка комплекса показателей стратегического мониторинга для обеспечения обратной связи;
- разработка планов по реализации стратегии со стороны администрации по целевым направлениям на среднесрочный период;
- представление стратегии широкой общественности, ее продвижение и адаптация;
- конкретизация и уточнение планов по реализации стратегии, составление очередного годового бюджета с учетом этих планов;
- переход к непрерывному процессу стратегического управления.
Таким образом, чтобы изменить наш город, нужно объединиться
В рамках реализации проекта "Стратегическое развитие города Чебоксары в условиях реализации приоритетных национальных проектов" предполагается создание Социального партнерства по стратегическому развитию г.Чебоксары, куда войдут представители органов местного самоуправления, общественных организаций и бизнес-структур, что позволит укрепить как межведомственную координацию, так и усилить взаимодействие между государственными и общественными структурами.
Что может одна общественная организация? В общем, достаточно много, если… будет действовать слаженно и в рамках правового поля, иметь достаточную финансовую подпитку, умело и грамотно воплощать в жизнь свои идеи. А если общественные организации объединятся? Тогда это будет мощная сила, которая способна изменить к лучшему многое в жизни нашего города.
Активизировать демократические процессы в стране, помочь реализовать свои общественные планы активно мыслящим людям. В ходе реализации проекта "Стратегическое развитие города Чебоксары в условиях реализации приоритетных национальных проектов" общественные организации войдут в группу стратегического планирования города. Совместно с властями будет разрабатываться социальный компонент стратегического плана города. Это будет помогать эффективной реализации стратегического плана города через осуществление межведомственной кооперации. В городской общине, бизнес-среде будет продвигаться идея социальной активности и ответственности.
В ходе реализации проекта с июня 2007 по ноябрь 2007 года общественные организации города смогут повысить свой профессиональный уровень в сфере управления проектами, привлечь ресурсы местных социально-ответственных бизнесов, улучшить взаимодействие другими общественными организациями и местными властями. Сейчас в г. Чебоксары зарегистрировано большое количество общественных организаций. Для города очень важно, чтобы их усилия, а также усилия местной власти и бизнеса были скоординированы и направлены на решение реальных городских социальных проблем, чему и будет помогать Совет, созданный в рамках Социального партнерства.