С 8 по 11 октября в Чебоксарах
На сцене Чувашского Академического театра драмы
Ассоциация «Золотая Маска» и Сбербанк России
проводят Фестиваль «Новая драма»
в рамках программы «Чебоксары - культурная столица Поволжья - 2003»
Ежегодный фестиваль современной пьесы «Новая Драма» был учрежден в 2001 году МХАТом им. А.П.Чехова, Ассоциацией «Золотая Маска» и центром «Документальная сцена». Поддержку фестивалю оказало Министерство культуры РФ.
Новая российская жизнь требует нового театра. Появление фестиваля было вызвано необходимостью коренных изменений в современной театральной ситуации. Именно с современной драматургией в театр приходят новый язык, актуальные творческие идеи и главное - сегодняшняя действительность во всем ее разнообразии.
Крупнейшие театральные институции осознают свою ответственность за судьбу современного театра. МХАТ им. Чехова и его художественный руководитель Олег Табаков, Министерство культуры России и лично Михаил Швыдкой, Национальная театральная Премия и Фестиваль «Золотая Маска», а также постоянный партнер Фестиваля Сбербанк России принимают непосредственное участие в организации и проведении «Новой драмы».
Только что, с 18 по 28 сентября 2003 года Фестиваль «Новая драма состоялся в Москве. За десять дней на сценах МХАТа им. А.Чехова и других московских площадках было показано более тридцати спектаклей из разных городов России и зарубежья. Когда мы планировали афишу в Чебоксарах, еще не знали, что два из четырех спектаклей чебоксарской афиши станут лауреатами московского Фестиваля: «Кислород» (Лучший спектакль по современной пьесе) и «Бифем» (Лучшая современная пьеса). Премьера спектакля «Эвита» состоялась в Москве 23 сентября.
Региональные проекты – одно из приоритетных направлений фестиваля, поставившего перед собой цель не только отражать театральные процессы, связанные с современной драматургией, но и влиять на общую социо-культурную ситуацию. В июне 2002 года специальная фестивальная программа была показана в Нижнем Новгороде. А уже осенью спектакли-участники фестиваля были включены в марафон «Киров – культурная столица Поволжья и Ярмарку культурных и социальных проектов в Тольятти. В Кирове, «Новая драма», по итогам опроса жителей города была признана мероприятием года.
На фестивале, который пройдет в Чебоксарах на сцене Чувашского драматического театра, будут представлены следующие спектакли:
8 октября
«Серебряный век» - Театр Моссовета
пьеса М.Рощина
постановщик – Ю.Еремина
в главных ролях О.Остроумова, Г. Тараторкин
Если драматург пишет, а театр ставит сегодня “сцены 1949 года”, значит, это кому-нибудь нужно. Михаил Рощин написал пьесу в соответствии, кажется, со всеми каноническими законами жанра - наличие истории, характеров, “говорящие” имена героев, учет интересов самого разного круга зрителей. Содержательная часть - все, что мы помним, знаем, предполагаем, догадываемся, придумываем об условном и реальном 1949 годе. С другого края - размышления о непростой роли и судьбе поэтов и поэзии. Рассказ о возможности жизни и счастья в экстремальных условиях сочетается в спектакле с просветительской функцией. Читается много самых известных строк разных поэтов Серебряного века. В 1949 году за чтение и распространение такой литературы могли посадить.
9 октября
ЛАУРЕАТ ФЕСТИВАЛЯ «НОВАЯ ДРАМА» 2003 г.
НОМИНАЦИЯ - «НОВАЯ ДРАМА» (ЛУЧШИЙ СПЕКТАКЛЬ ПО СОВРЕМЕННОЙ ПЬЕСЕ)
«Кислород» - Театр.doc.
Пьеса Ивана Вырыпаева
реж. – Виктор Рыжаков
В пьесе молодого драматурга Ивана Вырыпаева играют два актера, один из которых сам автор. Диджей крутит Стинга, артисты читают рэп, иногда пританцовывая, если устают, усаживаются на высокие стулья. Говорят про 11 сентября, и про арабский мир, и про дымящиеся торфяники, про совесть, про секс – про все, что волнует молодых людей со всех уголков земли, вне зависимости от их социального статуса. У спектакля есть сквозной сюжет – любовь некого Санька, бесшабашного, нелепого парня с городской окраины к рыжей девушке Саше, которая и оказалась его воздухом, его кислородом. Когда человеку 28 – поиск смысла жизни еще не кажется ему пустым делом, и он отдается этому делу с пионерским задором. Когда человеку 28, у него уже накопился пусть и небольшой, но опыт жизни. Этот опыт необходимо разложить по полочкам. Такими полками И.Вырыпаев сделал десять заповедей. Сверив свой двадцативосьмилетний опыт с библейскими «Не убий», «Не сотвори себе кумира», «Не судите», Вырыпаев в ответ на Нагорную проповедь сочинил свою проповедь, свой манифест поколения
21:00 – Семинар «Новая драма»
«Преступления страсти» - отрывки из спектакля
в рамках семинара «Новая драма»
автор спектакля - Галина Синькина
В театральном лексиконе появилось новое слово – “вербатим”. Чаще всего его можно услышать в недавно открывшемся в Москве театре - ТЕАТР.DOC. На этой новой площадке играют только документальную и социальную пьесу, которую и делают с помощью драматургической техники “вербатим” - воспроизведения речи реальных людей. Один из самых радикальных спектаклей, сделанных в этой технике, стали “Преступления страсти” режиссера Галины Синькиной. Ее спектакль сделан по материалом поездок в Орловскую женскую колонию строгого режима.
10 октября
ЛАУРЕАТ ФЕСТИВАЛЯ «НОВАЯ ДРАМА» 2003 г.
НОМИНАЦИЯ - «НОВАЯ СЛОВО» (АВТОР ЛУЧШЕЙ ПЬЕСЫ)
БИФЕМ
Пьеса Людмилы Петрушевской
постановка Федора Павлова-Андреевича
Поставлена единственный раз в Шведском королевском театре (Стокгольм) актрисой Лив Ульман, звездой фильмов Бергмана. С грандиозным успехом игралась в течение года, затем, в связи с болезнью звезды, вышла из репертуара. Рассказывает о фантастическом эксперименте, объединившем мать и дочь в одном теле.
11 октября
«Эвита» - Екатеринбургский театр юного зрителя
Пьеса Копи
Перевод Михаила Полищука
реж. – Жан-Клод Котийар
Французский драматург Копи никогда не ставился в России.
О жене аргентинского диктатора Перона написаны романы и сняты фильмы (в одном из них Эвиту сыграла Мадонна). Но тайна ее личности осталась нераскрытой. Кто она: бескорыстная и любящая женщина или лицемерка? Великий политик или пустая интриганка?
Копи рассказывает о последних днях Эвиты, которая очень скоро должна умереть от рака. Во всяком случае, все ее окружение в этом уверено. Но действительно ли она больна? Или это очередная игра, преследующая какие-то тайные цели?
Спектакль поставлен в фарсовой, гротесковой, эксцентрической и одновременно поэтической манере, которой виртуозно владеет французский режиссер Жан-Клод Котийар.
Руководитель программы в Чебоксарах: Якунина Ирина irina@goldenmask.ru
тел. (095) 755 83 35