Молодежная политика: тенденции и международная практика
Молодежь – это социально-возрастная группа населения в возрасте 14–30 лет; объект национально-государственных интересов, поскольку она является стратегическим ресурсом развивающегося общества.В этом возрасте происходят весьма важные события жизненного цикла человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессионального образования, начало трудовой деятельности, служба в армии, вступление в брак, рождение детей. За относительно короткий промежуток времени молодой человек несколько раз переживает смену своего социально-демографического статуса.
Если сейчас практически всеми признается тот факт, что молодежь содержит мощный инновационный потенциал (т.е. именно от нее зависит, каким будет общество в будущем). Но такое понимание было не всегда.
В 50-е годы XX-го столетия был свойственен консервативный подход к молодежи со стороны общества и государства, т.е. условно говоря, ее просто не выделяли в особую группу населения и не признавали ее специфики.
В 60-е годы было распространен стереотип «Молодежь – Страшная угроза» или «Драма поколений» (неоконсерватизм).
В 70-е о молодежи говорили как о «большой надежде» (т.е. произошло проявление демократических начал в формировании молодежной политики и начало участия самой молодежи в реализации этой политики).
В 80-е годы и середине 90-х годов развивался выраженный демократический подход к положению и роли молодежи в развивающемся обществе, в котором доминирует принцип «меньше государства и больше общества» – имеется в виду «гражданского общества», - при активном участии молодых граждан в общественных процессах. Условно исследователи называют этот период пониманием «Молодежь – это просто Молодежь».
В настоящее время молодежная политика в большинстве стран формируется под девизом «Молодежь – это Мы». Это так называемый планетарный подход, характерный для активной социализации. На современном этапе реальностью стало сплочение молодежи различных регионов и стран мира для решения наравне со взрослыми глобальных проблем современности.
«Признание» молодежи и выделение молодежной политики в самостоятельное направление деятельности государства, социальных институтов общества и общественных организаций в промышленно развитых странах Запада отражало одну из объективных закономерностей современного этапа мирового развития, связанную с усилением роли «молодежного фактора» в социально-экономических и политических процессах.
Большую роль в развитии этой сферы сыграла Организации Объединенных Наций, которая в 60-80-е годы приняла целый ряд документов, провозглашающих новые принципы отношения к молодежи.
1985 год был объявлен ООН Международным годом молодежи.
В 1995 году была принята Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, а в 1998 году на первой Всемирной конференции министров по делам молодежи была одобрена Лиссабонская декларация по молодежной политике и программам.
В данных документах на мировом уровне определяется основная цель молодежной политики – рассмотреть активное участие молодежи и молодежных организаций в общественной жизни на национальном уровне и во всемирном масштабе.
Государство, ранее традиционно устранявшееся от целенаправленного решения молодежных проблем, начинает активно «вмешиваться» в жизнь молодых людей. Определяется и специфическое направление деятельности государства – молодежная политика.
В настоящее время понятие "молодежь", используемое в зарубежных странах, определяется исходя из различных компонентов и подходов, не только возрастных рамок, но и характерных черт.
Согласно действующим в Российской Федерации нормативным документам, молодежь – это граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно.
Нижняя возрастная граница определяется, тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).
Современные возрастные границы понятия «молодежь», принятые в большинстве европейских стран, США и Японии, лежат в интервале от 13-14 до 29-30 лет.
При этом различные страны используют очень разные концепции: в Англии и в Нидерландах молодежь не выделяется в особую группу, а объединяется вместе с детьми в возрастных рамках 0-25 лет. Такой подход имеет как позитивную, так и негативную сторону. С одной стороны, обеспечивается тесное взаимодействие детской и молодежной политики, с другой стороны - появляется возможность неравномерного распределения усилий между этими сферами.
В Испании молодежь определяется возрастом 14-30 лет, нередко отодвигая границы до 32-34 лет. Данный факт объясняется тем, что именно в этом возрасте молодые испанцы начинают вести самостоятельную, экономически независимую жизнь.
В Люксембурге установлены границы 15-25 лет для определения молодежного возраста. Современные возрастные границы понятие “молодежь”, принятые в большинстве европейских стран, США и Японии, определяется в интервале от 13-14 до 29-30 лет.
Государственная молодежная политика – это внутренняя политика государства по регулированию отношений молодежи и государства.В европейских странахконцепции молодежной политики достаточно разнообразны.
В ряде европейских государств молодежная политика является самостоятельной частью государственной политики с четкой структурой и тесным взаимодействием составляющих. В других случаях - предметом для обсуждения и находится в стадии становления.
В большинстве европейских стран молодежная политика призвана содействовать молодым людям в становлении их жизненного пути, в том числе, в обеспечении занятости и гражданского участия молодых людей. Однако следует упомянуть и о том, что в ряде случаев основное внимание уделяется образованию и тренингу молодых людей. Исключение составляет Швеция, где основная задача молодежной политики - "помочь молодым людям быть молодыми людьми".
Очевиден и тот факт, что за последние годы чрезвычайно расширилась структура и область применения молодежной политики. Однако для успешной реализации молодежной политики необходима также и эффективная структура ее осуществления.
В данный момент можно говорить о существовании молодежного законодательства в большинстве европейских стран, хотя вопрос об интегрированной молодежной политике до сих пор находится в стадии обсуждения и, зачастую, молодежное законодательство ограничено областью молодежной работы и формального образования.
Так, например, правовую основу помощи детям и молодежи в ФРГ создает Закон о помощи детям и молодежи, где четко определены дифференцированные задачи работы с молодежью:
- молодежная работа;
- социальная работа с молодежью;
- общая поддержка воспитания в семье;
- развитие детей в дневных детских учреждениях и в семьях; заботящихся о детях в дневное время;
- помощь в воспитании в отдельных случаях;
- участие ведомства по делам молодежи в судебном производстве (суд по опеке, суд по делам семьи, суд по делам молодежи);
- деятельность в качестве органа опеки или административного попечителя;
- защита детей и молодых людей в попечительских семьях и учреждениях.
Однако, согласно проводимым исследованиям, необходимым условием для эффективного действия законодательства, помимо нормативно-правовой базы, является наличие структур, его использующих, наряду с достаточным уровнем финансовой поддержки проводимых мероприятий. Например, это могут быть специализированные органы исполнительной власти (в России – это органы по делам молодежи).
Международный опыт показывает, что молодежная политика, равно как и служащее ей молодежное законодательство, нуждается в идеологическом подходе. В этом отношении успешен опыт Эстонии (придающей большое значение образованию) и Финляндии (молодежная работа и гражданское участие являются приоритетными областями молодежной политики).
Практически все европейские страны столкнулись с необходимостью увеличения количества ресурсов, выделяемых на реализацию молодежной политики.
Кроме того, все большее значение приобретают внебюджетные и дополнительные источники финансирования молодежной политики.
Большинство европейских стран обладают трехступенчатой, каскадной структурой реализации молодежной политики.
Законодательная база и общие направления ее реализации разрабатываются на уровне центрального правительства - первый уровень.
Правительство, в свою очередь, делегирует возможности ее осуществления региональным и муниципальным администрациям – второй уровень.
Молодежные организации – третий уровень.
Так, в Испании, эта представляет собой достаточно сложную и тяжелую систему для инициирования и применения молодежной политики. Но, в то же время, на местном уровне наблюдается недостаточная информированность об осуществляемых региональных молодежных программах. Таким образом, излишняя централизованность не приносит нужного эффекта.
В Румынии, наоборот, отсутствуют эффективные вертикальные структуры, и основная работа возложена на молодежные некоммерческие общественные организации, которые объединяют незначительную часть румынской молодежи.
Основным инструментом участия молодых людей в молодежной политике являются молодежные организации.
Однако место и роль молодежных организаций в осуществлении молодежной политики сильно варьируются и до сих пор не имеют четкого определения.
Наблюдаемая в последние десятилетия тенденция демонстрирует, что молодые люди предпочитают традиционным молодежным организациям новые формы своего участия в общественной жизни (неформальные объединения, молодежные группы, реализующие отдельные проекты или программы).
Также варьируются и задачи молодежной политики. И если в одних странах - это профилактика социальных проблем молодежи и борьба с ними, то в других - обеспечение социальных, политических, экономических, образовательных и др. возможностей для молодых людей.
Несмотря на различия в структурной организации молодежной политики, в большинстве европейских стран наблюдается относительное единообразие при выделении основных приоритетов молодежной политики.
Основные приоритеты:
- образование, подготовка и занятость;
- молодежная работа и неформальное обучение;
- здравоохранение;
- жилье;
- социальная защита;
- семейная политика и благосостояние детей;
- досуг и культура;
- ювенальная юстиция;
- оборона и военная служба.
Одной из наиболее значимых составляющих молодежной политики является образование и обучение на протяжении всей жизни. В большинстве европейских стран большое внимание уделяется вопросам профессиональной переквалификации и отношениям между формальным и неформальным обучением, между образованием и тренингом и предложениями на рынке труда.
Очевидно, что образование является важным средством воспитания активной гражданской позиции и участия в жизни общества.
Исследования показывают, что, наряду с достаточно хорошей ситуацией в отношении физического здоровья молодых европейцев, наблюдается ухудшение морального и духовного здоровья молодежи, что говорит о необходимости полового просвещения и профилактики злоупотребления молодыми людьми психоактивными веществами.
Европейская молодежь обладает довольно широкими возможностями социальной защиты и социальной поддержки со стороны государства. Однако в настоящее время эти возможности постепенно заменяются программами профессионально-технического образования.
Семейная политика и социальная защита детства также в большинстве стран не является приоритетами молодежной политики.
Незначительное внимание уделяется и вопросам молодежной юстиции, несмотря на то, что правонарушения среди молодежи являются одновременно и причиной, и следствием социального неприятия.
Исторически сложилось, что досуг и культурное образование и воспитание молодежи являются приоритетными областями молодежной политики европейских государств. Однако для успешной реализации молодежной политики в этих областях необходимо политическое взаимопроникновение сферы организации досуга для молодежи и организации досуга самими молодыми людьми.
При реализации молодежной политики существует схожесть основных задач молодежной политики.
Основные вопросы молодежной политики:
- участие и гражданская позиция;
- информация;
- многонациональность и меньшинства;
- мобильность и интернационализм;
- защита;
- равные возможности.
Большим своеобразием отличается и политика в области поддержки молодежных и детских общественных объединений в различных зарубежных странах.
Например, в Германии насчитывается около 90 межрегиональных молодежных организаций и союзов, в которых состоит примерно 25% всего молодого населения государства.
В молодежной работе государство уступает место союзам, обществам, религиозным объединениям, фондам и другим независимым организациям, благодаря чему создается широкий спектр предлагаемых услуг, что отражает многообразие направлений общественного развития и открывает широкие возможности перед молодежью и родителями. Признак федеративного устройства – широкий перенос задач на уровень, близкий населению: на города, районы и общины. Это проявляется и в сфере помощи молодежи: основную часть финансовых расходов несут земли и общины.
Главным инструментом Федерального правительства в реализации молодежной политики и в работе с молодежью является Федеральный план содействия детям и молодежи, на осуществление которого выделяются бюджетные средства. Эти средства направляются на поддержку общефедеральных молодежных и детских объединений и организаций, а также проектов в сфере внешкольного образования молодежи (политическая, спортивная и культурная работа с молодежью) и в рамках международных молодежных обменов.
При общей численности населения Финляндии 5,1 миллионов человек, численность молодых людей в возрасте до 29 лет составляет 1,9 миллионов человек. Больше половины молодых людей в возрасте 7-29 лет являются членами молодежных, спортивных и других организаций.
Государственная финансовая поддержка оказывается 75 национальным организациям.
Министерство образования Финляндии ежегодно выделяет субсидии национальным молодежным организациям и другим ассоциациям. Следует обратить внимание на то, что финансирование политических молодежных объединений осуществляется не из средств политических партий, а по молодежной линии, что обеспечивает их независимость.
На местном уровне молодежные объединения получают финансовую и иного рода поддержку (тренинг, обеспечение оборудованием) из средств местных органов власти.
Проблема подготовки кадров для работы в области молодежи в Европе решается по-разному. Так, например, в Финляндии существует практика профессиональной молодежной работы, в Люксембурге, напротив, отлажена подготовка молодежных работников (значительная часть которых – добровольцы) через систему тренинг-курсов по различной тематике.
Как уже было сказано, социальные ориентиры молодых людей, их потребности и методы реализации молодежной политики в Европе сильно дифференцированы и зависят от культурной специфики страны. Исследования показывают, что перенимаемый позитивный опыт не всегда возможно применить на практике. С этим столкнулись страны Центральной и Восточной Европы, пытаясь использовать опыт США и Западной Европы и обнаружив, что полученные знания и методы нуждаются в серьезной адаптации к национальной специфике.
Наибольший интерес представляет деятельность Совета Европы в области молодежной политики.
В структуре секретариата Совета Европы действует Директорат по вопросам молодежи и спорта. В ведении молодежного сектора Совета Европы находятся два Европейских молодежных центра в Страсбурге и Будапеште, которые являются образовательными, информационными, тренинговыми и исследовательскими структурами.
Важнейшие решения о содержании молодежной политики в Европе принимаются на регулярно созываемых Европейских Конференциях министров по делам молодежи. В период между Конференциями вопросы мониторинга и необходимых мероприятий по реализации основных приоритетов рассматриваются Совместным Советом по вопросам молодежи, который состоит из представителей правительств всех государств-членов Совета Европы и представителей молодежных общественных объединений.
С 70-х годов действует Европейский молодежный фонд, который служит для финансирования молодежных проектов и программ, осуществляемых в общеевропейском измерении.
Так одной из основных сфер деятельности Совета Европы в области молодежной политики является сотрудничество с молодежными организациями и объединениями на основе идеи «работы для и вместе с молодежью» и развитие механизмов межправительственного сотрудничества. Это направление подразумевает:
- расширение социального участия молодежи, содействие социальной интеграции молодежи и, тем самым, становлению ее полноценного гражданства в условиях общества риска;
-расширение так называемого неформального образования, работающего в режиме тренингов, курсов повышения квалификации. Под неформальным образованием понимается образование, получаемое молодыми людьми вне школы.