ИДЕЙНО-НРАВСТВЕННЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ
ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ
На рубеже ХХ – XXI веков Россия столкнулась с серьезными испытаниями и потрясениями. Распад Советского Союза и крушение тоталитарного режима сами по себе не могли привести страну к эре процветания. Сложные процессы формирования гражданского общества, правового государства, изменения ориентации населения на демократические ценности сопровождаются негативными явлениями: подъемом националистических настроений, религиозной нетерпимостью, политическим экстремизмом, приводящими порой к вооруженным столкновениям. Особенно опасны повседневные, бытовые проявления этих настроений, лежащих в основе большинства современных конфликтов. Именно поэтому общественное мнение горожан давно и открыто выступает на стороне взаимопонимания, сотрудничества и милосердия. Осознавая это, следует признать, что формирование в гражданской среде идей толерантности, партнерства, умения идти на компромисс должно представлять собой непрерывный процесс, затрагивающий все стороны жизни города.
Принятая в 2001 году республиканская целевая программа «Формирование установок толерантного сознания в Чувашской республике (2002-2005 годы)» во многих своих положениях ориентирована на работу в столице – городе Чебоксары, где проживает треть населения республики, где высока социальная и культурная динамика, где наиболее активно идут политические, этнические и конфессиональные процессы.
Тенденции общественного развития. Первоочередная задача городской администрации – способствовать развитию институтов гражданского общества в Чебоксарах, вести с ними постоянный диалог, содействовать в реализации требований общественного мнения. В этой связи активное участие Чебоксар в мероприятиях ЮНЕСКО по программе «Культура мира» открывает новые перспективы для развития города. Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО в письме от 2 июня 2002 года подтвердила готовность оказать необходимое экспертно-консультативное содействие городу в разработке мероприятий по формированию установок толерантного сознания.
Генеральная Ассамблея ООН на своей 52-й сессии 20 ноября 1997 года приняла резолюцию 52/13 «Культура мира», а на 53-й сессии 10 ноября 1998 года – «Декларацию о культуре мира» и «Программу действий в области культуры мира». В этих документах содержится определение смысла и значения культуры мира указываются основные сферы и главные участники деятельности, направленной на содействие культуре мира, формулируются цели и стратегия этой деятельности, рекомендуются конкретные меры в целях содействия становлению культуры мира на национальном, региональном и международном уровнях.
Культура мира – «это культура социального общения и взаимодействия, основанная на принципах свободы, справедливости и демократии, терпимости и солидарности; культура, исключающая насилие, облегчающая предотвращение конфликтов путем выявления их истинных корней и разрешения проблем через диалог и переговоры; культура, гарантирующая всем полное использование всех прав и средств для участия в полнокровном развитии общества».
Построение культуры мира должно привести человечество к принципиально новому отношению к ценностям мира, взаимопонимания и партнерства, без чего невозможно дальнейшее поступательное развитие современного общества. Эта задача столь значительна, что может быть решена лишь в том случае, если она станет основой всей международной, межгосударственной деятельности и отношений межличностного общения, а вся система Организации Объединенных Наций и государства-члены будут считать ее своим главным приоритетом. Однако реальные шаги по формированию установок культуры мира должны предприниматься как на уровне общества в целом, так и на уровне отдельной личности.
По инициативе ЮНЕСКО уже в течение ряда лет во многих государствах – членах ООН ведется работа по реализации Комплексной междисциплинарной программы «На пути к культуре мира». Стимулом к активизации и расширению рамок этой деятельности явилось провозглашение Генеральной Ассамблеей ООН периода 2001-2010 годов Международным десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты.
В нашей стране осознание первостепенной важности ценностей мира и ненасилия чрезвычайно высоко. Свидетельством тому является крайне низкий рейтинг политических группировок, идеология которых носит ярко выраженный экстремистский характер. Развитие современной России как многонационального и многоконфессионального государства было бы невозможно, если бы ее граждане игнорировали диалог и ненасилие как основные методы решения острых проблем. Очень многое здесь зависит от опыта повседневного общения представителей различных культур и этносов: как правило, в российских регионах межнациональные, межрелигиозные отношения выстраиваются на основе взаимного уважения, сотрудничества и готовности к компромиссу. К числу таких регионов относится и Чувашская республика.
Чебоксары как город культуры мира. Чебоксары, столица Чувашской республики, - старинный волжский город с более чем пятисотлетней историей. Широкие улицы, проспекты, скверы, площади, мосты придают городу современный нарядный вид. В 2002 году Чебоксары заняли первое место во всероссийском конкурсе на самый благоустроенный город, подтвердив тем самым свой высокий уровень развития.
Чебоксары по праву можно назвать научной и культурной столицей региона. Сегодняшнее культурное достояние народа Чувашии – это многочисленные театрально-зрелищные учреждения, музеи, разветвленная сеть культурно-досуговых объектов и библиотек, стройная система эстетического воспитания детей и подростков. В этой сфере широко внедряются новые информационные технологии. Современный культурный потенциал способен сполна удовлетворить самые высокие запросы и потребности жителей республики и её гостей. Учитывая все эти факторы, город Чебоксары признан на 2003 год Культурной Столицей Приволжского федерального округа.
В Чебоксарах, столице национальной республики, живут представители различных народов и религий. 61,7% населения составляют чуваши, 34,3% - русские, св. 1% - татары, 1% - украинцы, 0,5% - мордва, 1,5% - другие национальности. Произошедшие за последние годы социально-экономические перемены вызвали большой миграционный приток населения, в связи с чем решение вопросов межнациональных отношений и связей поднято на качественно новый уровень. На сегодняшний день в городе функционируют 10 национальных общественно-культурных центров (Чувашский национальный конгресс, Чувашский общественно-культурный центр, Чебоксарский филиал республиканского Центра русской культуры, Всетатарский общественный центр, Марийский общественно-культурный центр, Чувашско-азербайджанское общество дружбы и сотрудничества, Чувашская республиканская армянская община, Немецкий культурный центр, Еврейский общественно-культурный центр, Центр башкирской культуры), на стадии формирования находятся украинский и белорусский культурные центры. В ближайшее время планируется создание единого общественно-культурного центра – Дома Дружбы, который позволит сблизить все этнокультурные общественные объединения, укрепить их диалог с органами государственной власти и местного самоуправления.
Чебоксары уже третье десятилетие участвуют в движении городов-побратимов. Первые связи были установлены с венгерским городом Эгер, о чем напоминают Эгерский бульвар и улица Хевешская в Чебоксарах. В последние годы интенсивно развиваются контакты с турецким городом Анталия, весной 2002 года там были проведены Дни российской культуры, организованные чебоксарской городской администрацией и высоко оцененные Комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО в письме от 7 июня 2002 г. Признано, что создан прецедент «привнесения в традиционные программы обменов по линии породненных городов проблематики противодействия ксенофобии и экстремизму». В настоящее время ведутся переговоры об установлении побратимских отношений со столицей Кубы – городом Гаваной. Таким образом, внешние культурные связи Чебоксар охватывают три континента – Европу, Азию и Америку.
Несмотря на то, что в целом Чувашская республика является моноконфессиональной (95% верующих исповедуют православие, 3% - ислам, 2% - иные религии), на территории г. Чебоксары действуют свыше 30 религиозных объединений, зарегистрировавших свою деятельность в установленном законом порядке. Для обеспечения взаимодействия органов местного самоуправления с религиозными общинами распоряжением главы администрации г. Чебоксары 8 октября 1998 годы был создан Совет по взаимодействию с религиозными объединениями. Среди совместных мероприятий следует назвать работу священнослужителей в Центрах социального обслуживания, что очень важно для одиноких и престарелых людей, оказавшихся в трудных условиях; факультативные занятия с учащимися в школах города и т.п.
Культура чувашского народа – основного населения республики и города – чрезвычайно дружелюбна по отношению к другим народам и культурам. Символом традиционного стремления к дружбе и сотрудничеству является практика коллективного труда – обычай «нимĕ», представляющий собой безвозмездную общественную помощь в работе. Нимĕ – помочи – устраивается в тех случаях, когда требуется быстрое и дружное выполнение какой-либо работы, непосильной одной семье. Нимĕ – это бесплатная общественная помощь, работа всем миром для односельчанина, соседа. Нимĕ распространяется почти на все виды работы, где требуются коллективные усилия людей. Самое распространенное нимĕ – это пỹрт нимĕ (помочи при строительстве дома). Педагогическое значение нимĕ состоит в том, что его участники всегда работают с подъемом; дети очень охотно принимают в них посильное участие, втягиваются в коллективную работу и лучше сознают ее роль в жизни. В помочи царит веселье, шутки, поддерживается бодрость духа, своевременно оказывается помощь друг другу. Это благоприятная психологическая и моральная обстановка для трудовой деятельности. Именно поэтому стремление людей к коллективному труду следует рассматривать не только как их заботу о быстрейшем завершении работы, но и как желание облегчить ее, вносить в труд радость. Люди идут на нимĕ, зная, что тот, кому они идут на помощь, в ближайшие годы может ответить им тем же. Однако главное здесь – оказать помощь человеку, нуждающемуся в рабочих руках, в данном конкретном случае не думая о взаимности.
В настоящее время обычай нимĕ воплощается в общереспубликанском масштабе: этим старинным народным способом на набережной Чебоксарского залива строится монумент «Мать-покровительница». Это величественное сорокапятиметровое сооружение воздвигается на пожертвования фирм и частных лиц, организации предоставляют технику, горючее и другие материальные ресурсы. В образе Матери, изображаемой в национальном костюме, с распростертыми руками и обращенном к небесам взором, воплощается величие нашей малой родины, ее прошлое, настоящее и будущее.
Отсутствие каких бы то ни было этнических, религиозных, политических столкновений за все постсоветское время закрепило за республикой и городом репутацию региона мира и стабильности.
Цель программы – создание условий для формирования в Чебоксарах общества с высокой культурой мира и толерантностью. Приоритетным методом достижения данной цели следует признать не столько культурно-просветительскую работу, сколько повседневную практическую деятельность администрации города, общественных объединений, институтов гражданского общества и отдельных граждан во всех сферах городской жизни и хозяйства.
Ключевыми задачами реализации Программы являются:
- информирование жителей города о мероприятиях, связанных с осуществлением Программы и направленных на развитие культуры мира;
- поиск единого понимания проблем культуры мира городским общественным мнением;
- поддержка конструктивного диалога между культурными, этническими, религиозными организациями города, распространение ценностей взаимопонимания и сотрудничества;
- проведение политики устойчивого развития как одной из основ культуры мира путем создания для горожан равных условий при доступе к знаниям, информации и культурным ценностям, в формировании общественного мнения и т.д.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Политическое
Формирование институтов гражданского общества – основных гарантов развитой культуры мира – требует повседневного политического (нормативного и организационного) содействия со стороны городской администрации. Этот процесс предполагает создание особой атмосферы цивилизованного взаимодействия трех секторов современного общества: государственного (власть), коммерческого (бизнес) и неправительственного (общественные объединения). В связи с этим работа управленческих структур города должна предусматривать:
- поддержание и развитие общественной инициативы, ориентированной на осуществление принципов культуры мира;
- стимулирование создания негосударственных организаций культурно-просветительской направленности;
- разработку и принятие нормативных актов, направленных на реализацию положений данной Программы;
- активное участие города в мероприятиях, проводимых федеральными и республиканскими властями по программам «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 – 2005 годы)», «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Чувашской республике (2002-2005 годы)» и иным проектам в сфере распространения идей культуры мира.
Поскольку именно неправительственные организации должны развивать демократию участия, гражданские инициативы, социальное партнерство – т.е. все те направления, которые на практике реализуют идеи культуры мира и толерантности, – то деятельность городской администрации должна быть направлена на их поддержку, содействие и практическую помощь. На сегодняшний день из пяти тысяч официально зарегистрированных республиканских и городских общественных организаций реально действуют около 450. Необходима координация их действий, более активное участие в муниципальных программах социальной направленности, в процессе выработки и принятия властью общественно значимых решений, более широкое информирование общественности об их деятельности, успехах и проблемах. В целях объединения усилий неправительственных организаций, активизации их работы необходимо провести:
- форум городских неправительственных организаций в форме проблемных дискуссий: «Местное самоуправление и городское сообщество», «Социальная политика в Чебоксарах: формы социального партнерства различных секторов общества в сфере разработки и воплощения социальной политики», «Молодежное движение и молодежная политика как элемент гражданского общества», «Гражданский контроль и гражданская экспертиза», «Диалог народов как институт гражданского общества» и т.п.;
- конкурсы (ярмарки) социальных проектов «Национальная идентичность и диалог культур», «Этнопедагогика: воспитание толерантности и культуры мира», «Школьное самоуправление как элемент гражданского общества» и т.д.;
- общественную экспертизу проектов программ и решений органов муниципального самоуправления через созывы городских собраний общественности (представителей неправительственных организаций).
Экономическое
Идеи социальной терпимости и партнерства невозможны в условиях экономической нестабильности, бедственного материального положения большинства людей, сдерживания частной инициативы. Резкая имущественная дифференциация населения, сокращение доходов большинства людей, нехватка средств на самое необходимое являются питательной почвой для ростков экстремизма и конфронтации. Оптимизация экономических отношений, строгое соблюдение их законности, стимулирование экономической самостоятельности и ответственности населения составляет важную часть работы по развитию установок толерантности в обществе. Деятельность городской администрации в экономическом аспекте развития культуры мира включает в себя:
- содействие малому предпринимательству, поощрение частной инициативы, ликвидация административных барьеров на пути развития законного бизнеса;
- увеличение масштаба общественных работ по благоустройству города, привлечение к ним широких слоев незанятого населения (в частности, безработных, молодежи и пенсионеров);
- обеспечение ярко выраженной социальной направленности расходной части бюджета города, в частности, по поддержке социально незащищенных слоев населения;
- активизацию работы по привлечению внебюджетных средств, направляемых на финансирование мероприятий, способствующих распространению в обществе идей культуры мира, партнерства и милосердия.
Социальное
Социальные отношения и процессы являются важнейшим показателем уровня развития в обществе традиций культуры мира. Сокращение маргинальных групп населения, расширение среднего класса позволяет укрепить основы гражданского мира и согласия. Достижение социальной стабильности в городе, предупреждение конфликтов между категориями горожан, понимание интересов каждой из них – одни из основных задач администрации, решение которых предполагает:
- изучение общественного мнения, учет его требований в деятельности органов местного самоуправления. При необходимости – принятие мер по корректировке общественного мнения в соответствии с духом прав человека, толерантности, культуры мира;
- прогнозирование и своевременная профилактика социальных конфликтов в городе;
- меры по сглаживанию социального неравенства, в частности, через активизацию мер по сокращению безработицы, борьба с хронической бедностью и нищетой;
- концентрацию усилий по искоренению детской беспризорности, бродяжничества и преступности;
- поддержка общественных организаций, чья деятельность прямо способствует развитию культуры мира;
- взвешенная и продуманная молодежная политика, способствующая укреплению идеалов культуры мира в умах молодежи, стимулирование инициативы в этом направлении; активная профилактика экстремистских, расистских, националистических и иных идей, противоречащих принципам культуры мира и российскому законодательству;
- меры по максимальной реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, предоставление им равных возможностей с другими категориями населения в основных сферах деятельности: в образовании, общении, занятости, в быту;
- совместная работа по профилактике преступности, особенно молодежной, борьба с алкоголизмом и наркоманией (в частности, по муниципальной программе «Детство без наркотиков»).
Культурное
Культура мира – в первую очередь интегральный духовный феномен, базирующийся на достижениях образования, нравственности, общения. Исходя из этого, в задачи городской администрации и общественности входит:
в области образования и науки:
- разработка и внедрение программ, технологий и методик воспитания культуры мира и толерантности в преподавании гуманитарных дисциплин в средней и высшей школе;
- создание специализированных учебных дисциплин, посвященных проблемам культуры мира и способствующих социализации учащихся, гармонизации межнациональных отношений, либо усиление данной составляющей в уже имеющихся дисциплинах (например, в школьном курсе «Мой город», по муниципальной целевой программе организации внеурочной деятельности школьников «Мы – чебоксарцы»);
- распространение в школах города опыта работы лицея №1 в рамках проекта «Школа толерантности» (по гранту Института «Открытое общество»);
- усиление акцентов на миростроительстве в процессе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
- изучение и использование в школьной практике методов этнопедагогики, направленных на воспитание у детей и подростков уважения к окружающим, добрососедства, готовности идти на компромисс;
- разработка спецкурсов по социальному партнерству, по работе с неправительственными организациями в вузах, готовящих специалистов в области государственного и муниципального управления (Чувашский госуниверситет, филиал Волго-Вятской Академии госслужбы и др.);
- поддержка в качестве приоритета в гуманитарном образовании идеи культурного многообразия (плюрализма культур), отказ от педагогических концепций этноцентрического, партикуляристского характера;
- продвижение идеалов ненасилия и мира в рамках внешкольной работы, дополнительного образования, семейного воспитания;
- привлечение молодежи и подростков к работе по сохранению и восстановлению городских памятников исторического наследия, принадлежащих различным культурным сообществам;
- пропаганда идей культуры мира, взаимопонимания, терпимости с использованием возможностей и фондов муниципальных библиотек;
- развитие физической культуры и спорта как субкультуры, в основе которой лежат идеалы борьбы с собственными слабостями, уважения к сопернику (оппоненту), социальной активности, общения, дружбы и взаимопомощи (по муниципальным программам «Мой двор – спортивный двор!», «В спортзал – всей семьей!»);
- отслеживание негативных тенденций, несоответствующих принципам толерантности, прогнозирование их проявлений и решение связанных с ними проблем.
в области градостроительства и экологии:
- восстановление и сохранение городских исторических памятников различных культурных сообществ;
- строительство новых объектов культурного и религиозного назначения (монумент «Мать-покровительница», православные церкви, мечеть);
- ликвидация жилых массивов ветхой застройки, строительство современного качественного жилья, обеспечивающего условия для общения горожан (программы строительства социального жилья, «Реконструкция застроенных кварталов с переселением жителей из ветхого фонда и перебазированием, перепрофилированием производств»);
- продолжение работы по развитию природно-парковых комплексов современного уровня, создание обширных территорий, предназначенных для проведения общественных форумов (набережная Чебоксарского залива, «МТВ-Центр» и др.);
в области рекламы и СМИ:
- освещение острых вопросов социальных взаимоотношений в русле политической корректности, толерантности, с соблюдением общепринятых этических норм;
- поощрение авторов и авторских коллективов, публикации которых направлены на пропаганду культуры мира, разработку вопросов межкультурного взаимодействия;
- систематическое информирование общественности о деятельности городских общественных организаций;
- поддержка городскими СМИ мероприятий, предусмотренных данной Программой;
- активизация социальной рекламы, как с помощью СМИ, так и при помощи визуальных средств («растяжки», оформление остановочных павильонов и т.п.);
- контрпропаганда в отношении экстремистских идей, проповедующих принципы, несовместимые с культурой мира, и противоречащих российскому законодательству; формирование у граждан таких морально-этических норм, как гуманизм, уважение человека и его прав, отказ от насилия и стремление к предупреждению насильственных конфликтов, к решению проблем на основе диалога, признание равноправия мужчин и женщин, людей разных возрастов, национальностей, политических и религиозных убеждений, духовность, сохранение историко-культурного наследия, защиты окружающей среды.
в области межнациональных и межконфессиональных отношений:
- продолжение работы по формированию в стране и в мире собственного имиджа города как удобного и выгодного регионального торгово-экономического центра, находящегося на стыке Востока и Запада, стабильного в политическом плане и развитого в культурном отношении региона, характеризующегося благоприятными межнациональными отношениями и бесконфликтным взаимодействием разных языков, культур и религий;
- содействие сохранению и созданию культурных ценностей народов и иных этнических обществ, проживающих в республике;
- пресечение попыток дискриминации граждан по этническим или религиозным мотивам, защита их конституционных прав на сохранение родного языка и культуры;
- сохранение межконфессионального согласия в городе и республике, совместно с лидерами традиционных религиозных общин – оказание противодействия незаконным и экстремистским религиозным группам;
- привлечение духовенства действующих в городе религиозных организаций к распространению в обществе идей добрососедства, взаимопонимания и взаимопомощи;
- открытие в городе Дома дружбы, координирующего работу муниципальных органов власти и общественных объединений в вопросах формирования установок толерантности и культуры мира, в соответствии с положениями данной Программы;
- распространение национальных обычаев, способствующих повседневной бытовой практике взаимопонимания, сотрудничества и сострадания («нимĕ» и т.п.).
в области внешних связей:
- дальнейшее укрепление научно-образовательных, культурных и информационных связей с соседними народами Поволжья и Приуралья, сохранение исторического наследия и развитие национальной самобытности и традиций различных народов; реализация совместных мероприятий по программам культуры мира в рамках Ассоциации городов Поволжья;
- расширение шефского движения, проведение мероприятий с личным составом сторожевого пограничного корабля «Чебоксары», других подшефных воинских частей;
- совместно с городскими общественными объединениями – оказание гуманитарной помощи пострадавшим от стихийных бедствий, вооруженных конфликтов и др.;
- активизация и развитие побратимского движения, которое позволяет наладить тесное взаимодействие и обмен опытом между городами-партнерами для того, чтобы превратить эти города в подлинные очаги социального и межэтнического партнерства, а связи между ними - в примеры эффективного объединения усилий муниципальных органов и институтов гражданского общества разных стран и разных цивилизаций во имя общих целей мира и процветания; установление партнерских отношений с городами других стран и разработка программ совместного взаимодействия, в том числе по программе «Культура мира»;
- реализация идей культуры мира при подготовке к чемпионату Европы по спортивной ходьбе, проводящемуся в Чебоксарах в 2003 году;
- поддержка международных встреч, других мероприятий, проводимых городскими организациями различных форм собственности с целью культурного обмена.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа предполагает активное участие в ее реализации органов городского самоуправления, общественных объединений, учебных и научных центров, трудовых коллективов, коммерческих фирм, а также отдельных граждан.
Основным координирующим органом, призванным согласовать усилия всех заинтересованных в реализации Программы сторон, является Координационный совет, состоящий из представителей городской организации, общественных объединений и коммерческих фирм.
Из состава членов Координационного совета формируется Экспертная комиссия по оценке решений органов городского самоуправления с точки зрения их соответствия принципам толерантности и культуры мира.
Организация деятельности Координационного совета, а также повседневное курирование исполнения его решений в русле положений данной Программы возлагается на руководство Дома Дружбы.
Инициаторами и исполнителями заявленных в Программе направлений и мероприятий выступают общественные объединения горожан и властные структуры городской администрации.
Реализация программы основывается на использовании накопленного в городе опыта в сфере общественной стабильности, терпимости и сотрудничества, а также на интеграции со смежными целевыми программами, также преследующими цели распространения толерантности и культуры мира. Кроме того, город участвует в исполнении федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 – 2005 годы)» и республиканской целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Чувашской республике (2002-2005 годы)». Данная программа выступает, таким образом, логическим продолжением тезисов и требований, высказанных на федеральном и республиканском уровне.
Общий контроль над исполнением мероприятий по данной Программе производит глава администрации города Чебоксары Емельянов Н.И.