Информация о ходе реализации проекта по разработке Стратегии развития города Чебоксары на период до 2020 года с учетом перспективы развития агломерации
В этом году город Чебоксары разрабатывает Стратегию развития на период до 2020 года. Главная цель этого проекта определена как последовательное повышение качества и безопасности жизни населения на основе устойчивого социально-экономического развития муниципального образования.
Что уже сделано и что предстоит сделать в рамках данного проекта?
В рамках контракта с институтом «Ленгипрогор» в августе 2008г. (11-15) в Чебоксарах работала группа экспертов из Санкт-Петербурга. В целях получения детального представления об экономическом потенциале города, ознакомления с видением горизонта развития бизнеса и позиционированием в нём своей компании были проведены ряд встреч и интервьюирование руководителей и топ-менеджеров крупнейших градообразующих предприятий столицы (всего 11-ти предприятий).
Кроме того, для комплексной оценки промышленного потенциала города и муниципальных образований – участников агломерации организован сбор информации по показателям, не фиксируемым официальной статистикой. В частности, это данные об износе основных фондов, потребляемая мощность энергоресурсов на сегодняшний день и заявленная на перспективу, влияние производства на экологию, проводимая на предприятиях кадровая политика и мероприятия по социальной поддержке работников.
С 16-19 сентября этого года в городе Чебоксары организована серия круглых столов по направлениям, участниками которых стали представители бизнеса, власти и общественных организаций. Всего проведено 6 заседаний: В Торгово-промышленной палате Чувашской Республики 16.09.2008г. обсуждались перспективы и проблемы развития машиностроительного комплекса Чебоксарской агломерации, а также развитие сельского хозяйства и пищевой промышленности. С краткой обзорной информацией выступили специалисты министерств, перспективы развития отрасли отразили специалисты института, отметив недоформированную политику властей в отношении машиностроения, как кластера. Острую дискуссию вызвал вопрос формирования кадровой политики предприятий, взаимоотношений с учебными заведениями и закрепления кадров. В ходе диалога прозвучала идея создать общеобразовательный центр по подготовке кадров (от рабочего до руководителя). Необходима при содействии власти разработка городской программы предпрофильного образования (подобные уже действуют в некоторых субъектах).
На круглом столе, посвящённом развитию агропромышленного комплекса, представители районных администраций дали краткую характеристику специализации районов. Уровень интеграции сельхозтоваропроизводителей и переработчиков на территории Чебоксарской агломерации охарактеризовали представители предприятий пищевой промышленности. Как вариант предложено строительство в районах предприятий по глубокой переработке сельхозсырья, а пока – пунктов его сбора и приёма, формирование логистической инфраструктуры. Высказано мнение о развитии небольших семейных предприятий в агросекторе.
На заседаниях круглых столов, проходивших в ООО «Коммунальные технологии», рассмотрены вопросы развития городской среды. Уровень развития городской среды может, как привлекать новые виды деятельности и новых горожан, так и быть фактором, сдерживающим развитие города или агломерации, а именно - обуславливать отток населения в поисках более комфортных условий для проживания, ограничивать развитие третичного сектора экономики, весьма чувствительного к современной, творчески ориентированной городской среде. На иллюстрированном примере была дана оценка городским архитектурным системам, создаваемым в разное время.
Идея формирования городской среды основана на комплексной взаимоувязке и сосредоточении в одном месте нескольких видов активности, например: студенческая среда – досуговые центры. В ходе обсуждения сделан вывод об отсутствии опыта по реализации комплексных программ развития в этом направлении. На заседании были даны рекомендации по формированию гибкого градостроительного документа, который предполагал бы возможность развиваться вверх, инженерия под землей, затем градостроительство – над землёй, учитывать при проектировании технические коридоры.
Тема по проблемам развития рынка жилой недвижимости явилась продолжением дискуссии о городской среде. Участники круглого стола представляли организации застройщиков и предприятия строительной индустрии. Отмечено, что стоимость жилья в городе Чебоксары порой выше, чем в Казани. Зачастую имеет место спекуляция на дефиците территорий под застройку.
Одним из главных условий, определяющих агломерацию, является привязка территории к единой транспортной сети. Проблемы транспортной инфраструктуры обсуждались участниками круглого стола «Перспективы и ограничения развития транспортной системы Чебоксарской агломерации». Уровень развития отрасли в системе сопредельных территорий представлен в докладе эксперта института – разработчика Стратегии. Показательно дана динамика состояния водного, воздушного, автомобильного, железнодорожного транспорта, выявлены основные проблемы дорожной инфраструктуры, предложено, как вариант, строительство современных многоуровневых развязок в местах пересечения федеральных и региональных дорог, региональных и местных дорог. Возможные решения проблем городского транспорта: строительство новых широтных магистралей города, оптимизация маршрутной сети путем развития скоростного транспорта, движущегося по специальной выделенной линии, создание крупных пересадочных узлов. В качестве площадок для размещения транспортного логистического комплекса можно рассматривать территорию Цивильского района (как место пересечения двух федеральных трасс и близость городов Чебоксары и Новочебоксарск). Однако соседство крупных городов с развитой сетью объектов потребительского рынка может являться ограничением для полноценного развития города и агломерации в качестве транспортного узла и логистического центра Поволжья. В Татарстане, например, планируется создание Свияжского межрегионального мультимодального логистического терминала.
Интересно и обсуждаемо прошёл круглый стол, посвящённый потенциалу развития человеческого капитала. Показана динамика и прогноз демографических сдвигов, происходящих на территории агломерации. Для стабилизации численности населения требуется миграционный приток молодежи после 2011г. При этом, оценивая миграционную ситуацию, можно констатировать:
отток населения города за пределы республики (с 2001 г. в среднем -360 чел/год) и в пригородную зону (с 2005 г. в среднем -130 чел/год);
отток молодежи за пределы республики;
отток населения с высшим образованием;
приток населения из-за пределов России с низким уровнем образования.
Следовательно, сохранение современной миграционной ситуации не ведет к поддержанию качественного состава населения, а стабилизация численности требует мер по интенсификации притока населения из регионов России в Чебоксары. Как вариант – целесообразно привлечение молодёжи из регионов – доноров (Марий Эл, Мордовия, Ульяновская, Кировская область). Уже в ближайшей перспективе предстоит реальная «битва за кадры» и пожелание разработчикам – выделить уникальность народа для привлечения мигрантов из регионов-доноров.
В подведении итога обсуждения проблемных вопросов, стоящих перед нами руководителем группы экспертов сделан вывод о том, что Чебоксары – с одной стороны, город «открытый» для сотрудничества, прогрессивный. И в каждом заседании круглого стола предполагалось участие и представители администраций муниципальных образований – участников Чебоксарской агломерации, тем более, что в соответствии с внесёнными изменениями в Закон Чувашской Республики «О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года» для развития Северной зоны предлагается скоординированное развитие столичной агломерации. Многосторонняя связь городов и районов, входящих в состав Чебоксарской агломерации может стать серьёзным преимуществом в обеспечении комплексности подхода к разработке Стратегии.