Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
https://gcheb.cap.ru/
Чебоксарская агломерация: перспективы развития
Зона влияния крупных городов давно вышла за пределы официальной городской границы. Многие люди ежедневно ездят из-за пределов города в центр на работу, за городской чертой зачастую расположены основные зоны отдыха. Рост числа автомобилейКроме того, выросшая мобильность населения, связанная со скачкообразной автомобилизацией, привел к тому, что жители городов, расположенных в радиусе 80-100 километров, ощущают себя жителями «дальнего пригорода» крупного города и активно пользуются его благами. И вот уже рынком товаров, услуг и труда формально 600-тысячного Иркутска пользуется еще 400 тысяч человек, живущих в Ангарске, Шелехове и Усолье-Сибирском (радиус не более 80 км), Ростов-на-Дону благодаря близлежащим Таганрогу, Батайску, Аксаю, Новочеркасску и Шахтам становится полуторамиллионным мегаполисом, а Красноярск, де-юре являясь местом жительства около 940 тысяч человек и стремясь к статусу города-миллионника, де-факто уже миллионником является – благодаря городам-спутникам Дивногорску и Сосновоборску.
Считается, что агломерация появляется, когда вокруг крупного города или нескольких городов (с населением не менее 100 тысяч человек) начинает складываться повышенная плотность поселений; они должны быть связаны с центром прочными транспортными связями, позволяющими активно развивать ежедневную трудовую миграцию, при которой значительная часть населения пригородов работает в центре. Происходит образование единых рынков труда и жилья, население всех частей агломерации получает равный доступ к социальным, культурным, развлекательным объектам. Предприятия агломерации могут развивать кооперационные связи, осуществлять обмен технологиями. Традиционная агломерация должна иметь не менее 2 городских образований-спутников, в которых в пределах часовой транспортной доступности проживает не менее 10% ее жителей.
Сейчас можно говорить лишь о двух сложившихся агломерационных системах в России – на базе Москвы и Петербурга. Их стихийное формирование привело к регулярному образованию «узких мест» и сбоев в работе различных систем. Яркий пример - автомобильные пробки на въездах и выездах из городов в часы пик, периодически возникающие проблемы с инфраструктурным обеспечением нового комплексного строительства на периферии городов и т.д. Стихийно продолжают формироваться агломерации вокруг Новосибирска, Екатеринбурга, Самары, Казани, Новосибирска, Красноярска.
Более эффективен путь, при котором естественное формирование сопровождается планированием развития агломерации на 15-25 лет. Этим путем пошли Иркутск, Челябинск, где концепции уже разработаны, в Ростове-на-Дону разработка завершается, запущен процесс концептуального обоснования агломерации «Владивосток-Уссурийск».
У разных городов стремление к агломерации имеет разные причины. Города Сибири и Дальнего Востока ставят себе цель сформировать условия для жизни и работы, не уступающие крупным городам европейской части России, и тем самым удержать у себя наиболее ценный человеческий капитал. Крупные европейские города России подкрепляют тем самым свои претензии на межрегиональное лидерство. Для Чебоксар образование агломерации прежде всего поможет выдержать конкуренцию за ресурсы с близлежащими городами Поволжья – Нижним Новгородом и Казанью. Эти два города вместе с окружающими их территориями формируют полуторамилионные системы расселения, транспортная доступность которых из Чебоксар составляет 2-4 часа. Если Чебоксары, Новочебоксарск и сельская система расселения вокруг них продолжат развиваться стихийно, на их долю останется лишь неквалифицированный и малооплачиваемый труд.
С другой стороны, если Чебоксары, Новочебоксарск, Цивильск, Мариинский Посад и сельская система расселения близлежащих районов смогут в течение ближайших лет стать эффективно организованным агломерационным образованием с населением более 700 тысяч жителей, это может дать толчок развитию городов и территории в целом и позволит успешно конкурировать с крупнейшими городами Поволжья.
Федор Коньков, руководитель проектов
ООО «Институт «Ленгипрогор»