Власть представительная и исполнительная
Со времен Петра I высшим органом государственной власти в России являлся правительствующий сенат, непосредственно подчиненный Императору. В несколько измененном виде появились сенаторы в возрожденной России.
Высшим законосовещательным органом власти был Государственный Совет, просуществовавший с 1810 до 1917 года. С 1719 г. были учреждены губернии, а с 1727 г. Россия была разделена на уезды, волости. На территории Чувашии первоначально были три уезда: Чебоксарский, Цивильский и Ядринский.
После отмены крепостного права в 1864 г. были созданы всесословные органы управления Земства на местах. Земские учреждения являлись выборными органами местного самоуправления. В состав Земского самоуправления каждые три года избирались гласные (депутаты) по сословному принципу. Ограничительным цензом для избрания депутатом являлся избирательный ценз. Во главе Земского собрания находился уездный предводитель дворянства. Последний созыв Чебоксарского земского собрания возглавлял Леонид Эннатский. Он же одновременно избирался гласным Казанского губернского земского собрания от Чебоксарского уезда. Чебоксарская городская управа и городской Голова находились в полном подчинении руководству уездного земства.
Уездные земские учреждения занимались перераспределением земских повинностей и податных сборов на местные нужды. Сметы на содержание учреждений, состоящих на местных бюджетах, рассматривались земством. Контроль за использованием бюджетных средств осуществлялся губернским и уездными учреждениями.
Власть представительная.
Для избрания в органы представительной власти в прошлом столетии существовали немалые ограничения. Основное ограничение избираемого — размер имущественного ценза.
Гласные от крестьян назначались из числа выбранных последними кандидатов-выборщиков. На волостных сходах из своей среды избирались гласные (выборные члены земских собраний и городских Дум). Поскольку гласные в основном были волостные старшины и сельские старосты, то они служили простым орудием в руках земских начальников.
Выборы проходили по сословиям с преобладанием гласных-дворян. Ограничения четко соблюдались при выборах снизу доверху. Избиратели делились на 3 сословия: землевладельцев, горожан, сельских обществ.
В съездах уездных землевладельцев могли участвовать:
владельцы земель свыше двухсот десятин;
владельцы недвижимого имущества свыше 15 тысяч рублей;
владельцы промышленных и хозяйственных заведений с оборотом 6 тысяч рублей.
В съездах городских избирателей могли участвовать:
- лица с купеческим свидетельством;
- владельцы предприятий и заведений с оборотом свыше 6 тысяч рублей;
- владельцы собственности не ниже 500-3000 рублей.
Если учесть, что стоимость дома мещанина не превышала 80-120 рублей, то дом отца Ефремова оценивался в 8000 рублей. Однако Ефрем Ефимов в выборных баталиях не участвовал.
Гласные от сельских обществ избирались на особых съездах сельских избирателей - от 300 домохозяйств один выборщик. Из 2055 губернских гласных 74 процента или 1524 составляли дворяне и чиновники. Среди уездных гласных дворяне составляли
41 процент и выходцы из крестьян - 38 процентов.
На открывшемся 12.10.1865 года Чебоксарском уездном земском собрании был объявлен состав гласных от земства. Среди избранных были от Чебоксарского и Марпосадского купечества Зиновий Таланцев и Прокофий Ефремов (крестьянин с. Абашево).
Располагая материалами счетной комиссии, коллежский советник Николай Леонтьев и подполковник Алексей Горский заявили, что при выборе гласных от сельских обществ Прокофий Ефремов, Родион Федоров и Харитон Алексеев избирались не закрытым баллотированием, а открытым приговором, тем самым нарушив ст. 593 Свода гражданских законов по выборам сельских обывателей. Если на сельских обществах выборы кандидатов разрешались открытым голосованием, то на волостных собраниях выборы должны проводиться опусканием шаров. Этот порядок на селе был нарушен. Ко времени выборов Прокофий проживал со своей семьей в Чебоксарах. С 1856 г. долгое время купечество его не принимало в свое общество, и он торговал по свидетельству 2 разряда как крестьянин с. Абашево.
Крупный виноторговец I гильдии купец Зиновий Таланцев (брат отца известного демократа Зиновия Михайловича Таланцева) единогласно избирается председателем Чебоксарского земского собрания с содержанием в 1500 рублей. По предложению Таланцева членом и заместителем с оплатой 750 рублей был избран Прокофий Ефремов. С тех пор Прокофий Ефремов был бессменным депутатом Чебоксарской городской думы, возглавлял Городскую управу и Думу. Гласные и депутаты участвовали в подготовке предложений по увеличению поступлений в казну, проводили аукционы по продаже муниципальной собственности и торги на занятие мест на рынке, аренду мельниц и торгово-складских помещений. Именно престиж гласного позволил Ефремову сохранить за собой право аренды крупной мукомольной мельницы в центре города в течение 20 лет за минимальную плату. Через 49 лет, в 1914 году, в состав Чебоксарской городской Думы и Городской головой избирается потомственный Почетный гражданин города Федор Прокофьевич Ефремов. С нарушением Положения о выборах в 1914 году был избран Михаил Алатырцев, не достигший 25-летнего возраста. Не имели права участия в голосовании Владимир Таврин и Александр Игумнов.
Об этом писал в своей жалобе Казанскому губернатору депутат Николай Шемякин. О себе он сообщал, что "был старостой и городской Головой 9 лет. Имел счастье быть в декабре 1896 года в Зимнем Дворце в составе депутации Чебоксарского городского общества и преподнес императору Николаю II хлеб-соль по случаю священного коронования, за что помилован Серебряной медалью для ношения на петлицах на Андреевской ленте с грамотой, награжден бронзовой медалью для ношения на груди за народную перепись 1897 года. Многие предлагали избрать городской Головой гласного Войлошникова и меня, но, боясь разоблачения некоторых непорядков в Горуправе за время службы брата избранного Федора Ефремова, он подал в отставку, а вновь избранный Федор Ефремов не соответствует для управления городом во многих отношениях. Незаконное участие в голосовании членов Управы привело к увеличению поданных голосов за Ефремова. Прошу отменить выборное собрание от 18.03.1914 года и оградить город от будущих последствий. Я для господ Ефремовых лицо нежелательное, с их покойным родителем имел судебный процесс, возбужденный им против меня. Судясь 9 лет, он уплатил мне солидную сумму. Его дети продолжают позорить" (ф. 82-1-1133).
Однако Губернское присутствие по земельным делам пишет о несоответствии действительности письма Шемякина. Письмом от 22.04.1914 года Казанский губернатор прислал поздравление на имя Федора Прокофьевича Ефремова в связи с его избранием на ответственный пост. В составе последней Чебоксарской Думы из 20 гласных были 5 купцов, 2 промышленника, 4 дворянина и чиновника.
Список избранных 18 марта 1914 г. гласных Чебоксарской думы.
ФИО |
Националь-ность |
Возраст |
Сословие |
Лаптев Иван Сергеевич |
рус. |
69 |
Мещанское |
Иевлев Алексей Никитич |
рус. |
50 |
Мещанское |
Макарычев Василий Васильевич |
рус. |
52 |
Крестьянское |
Федоров Иван Родионович |
рус. |
48 |
Крестьянское |
Матвиевский Николай Степанович |
рус. |
37 |
Мещанское |
Баранов Константин Прохорович |
рус. |
42 |
Мещанское |
Ефремов Федор Прокофьевич |
рус. |
40 |
Почетный гражданин |
Покровский Андрей Спиридонович |
рус. |
57 |
Мещанское |
Войлошников Федор Игнатьевич |
рус. |
34 |
Мещанское |
Сапожников Николай Максимович |
рус. |
52 |
Купеческое |
Дряблов Федор Михайлович |
рус. |
51 |
Купеческое |
Геронтьев Иван Петрович |
рус. |
42 |
Мещанское |
Маркелов Денис Яковлевич |
рус. |
58 |
Крестьянское |
Конышкин Петр Дмитриевич |
рус. |
63 |
Крестьянское |
Шемякин Николай Иванович |
рус. |
56 |
Мещанское |
Алатырцев Александр Михайлович |
рус. |
45 |
Купеческое |
Федотов Иван Андреевич |
рус. |
39 |
Крестьянское |
Мягчилов Иван Константинович |
рус. |
52 |
Крестьянское |
Матижев Александр Гаврилович |
рус. |
46 |
Купеческое |
Таврин Петр Семенович |
рус. |
49 |
Мещанское |
После Февральской буржуазной революции на внеочередных выборах Чебоксарской городской думы, намеченных на 1 июля 1917 г., Совет рабочих и солдатских депутатов во главе с К. Грасисом выставил 20 кандидатур по списку № 2. Проведенная агитационная работа через газету "Чебоксарская правда" позволила одержать внушительную победу. В состав Думы были избраны представители Совета: Иван Смоленков, Василий Ушаков, Петр Котов, Петр Кременский, Михаил Елькин, Николай Некрасов, Иван Бронников, Алексей Звездочкин, Прокопий Николаев (ф. 82-1-1442, л. 62). Однако вскоре двоевластие закончилось. Арест К.Грасиса и закрытие газеты "Чебоксарская правда" значительно ослабили деятельность Чебоксарского Совета рабочих и солдатских депутатов. Руководитель Совета И. Смоленков реальной поддержки со стороны избранных депутатов городской Думы не получал. Внутренние противоречия, борьба за власть не способствовали быстрой стабилизации экономики в городе, уезде и России.
Что может руководитель
Историей доказано, что благосостояние народа складывается вокруг "одной личности". Но для этого необходимо, чтобы эта личность обладала высокими нравственными качествами: мудростью, мужеством, честностью и порядочностью. Именно тогда правитель, принявший бремя водительства, получает доверие народа и осознание силы.
Экономические кризисы являются жесткими способами изменения стандартов человеческого мышления, а также стереотипов экономического поведения страны. Они дают возможность руководителям государства принять принципиально новые решения, которые в дальнейшем способны коренным образом изменить экономическую и политическую ситуацию. Мировая история свидетельствует, что кризисы являются своеобразным тренингом общественно-политического и экономического устройства страны, ее населения, конкретной семьи и каждого человека по выявлению его способностей к выживанию и развитию. При этом особая роль выпадает главе государства (царю, президенту) и правительству, далее руководителям, поскольку именно они отвечают за способность своих граждан жить согласно принятым в Конституции страны принципам. Как правило, сильнее всех отрицает свою вину за неудачи и протестует против обвинения в его адрес тот руководитель, кто более всего вносит разлад в население страны. Он верит в свою правоту, так как не осознает ограниченности своих методов управления.
История России и других стран изобилует примерами, что руководитель чаще всего прибегает к одному из трех методов и редко осознает, почему он не способен управлять страной в течение длительного срока. Первый метод - когда деспотичный и, как правило, бестактный руководитель требует беспрекословного повиновения граждан, оставляя чувство обиды и унижения. Это происходит из-за его большого самомнения и врожденного неприятия всего, что не соответствует его личным представлениям. Только малодушие населения или идеализированная любовь к вождю удерживают такую страну от потрясений, но лишь на короткий срок. Ведь даже слабовольный человек может взбунтоваться, когда его терпение дойдет до предела, а всенародная любовь не выдержит постоянной несправедливости. Второй метод - это безвольные уступки лидера требованиям более сильных и финансово обеспеченных членов его окружения. Такое поведение руководителя обычно порождено его стремлением избежать неприятностей и предотвратить конфликты, которые могут прояснить обстановку и выявить слабость его характера. Этот метод вызывает зависть у сотрудников и презрение к власти, что население утрачивает связующую силу и распадается на группы. Это происходит главным образом из-за инертности, самоумаления и страха руководителя перед решительными действиями.
Третий метод, изобретенный консервативными людьми, - постоянные напоминания о своем высоком положении и обязанностях. Они, как правило, не способны понять свое несоответствие и осознать комизм своего положения. Вскоре их подчиненные, обладающие чувством собственного достоинства, перестают уважать такого руководителя и выполнять его распоряжения.
В названных методах отсутствует нечто значительное, что могло бы помочь достижению политического согласия и экономического благосостояния в стране. Самовозвеличивание, самоумаление или бездействие руководителя обязательно порождают сильное неповиновение и становятся препятствием для объединения страны. При понятном изложении руководителем правил функционирования государства и признании основных законов страны справедливыми и выполнимыми в активной части населения страны возникает большая сила повиновения этим принципам, которая сделает страну и ее народ неуязвимыми.
Все сказанное прямо относится к истории федерализма в Российской Федерации. На его состояние непосредственно влияют общегосударственные изменения в стране, включая весь спектр политических и экономических проблем. Общегосударственное устройство страны, законодательно оформленное в Конституции или в других основных законах, определяет тип взаимоотношений между федерацией и ее субъектами, как бы они ни назывались: губернии, уезды, волости или регионы, степень самостоятельности последних, разграничение ответственности и полномочий различных уровней власти, распределение регулирующих налогов, расходов. В свою очередь сама система федерализма на практике корректирует общегосударственное устройство. Ведущей силой в этом процессе является позиция руководителей страны, республики, местного самоуправления.