Рекомендации ВОЗ по борьбе со СПИДом
Эпидемия СПИДа имеет глобальное влияние, поэтому важно, чтобы усилия, направленные на борьбу со СПИДом, также были глобальными и опирались на мировой опыт. Всемирная организация здравоохранения выделила основные подходы и принципы, которые должны быть реализованы во всех странах мира для того, чтобы остановить эпидемию.
При разработке национальной программы по СПИДу или усилении уже существующей важно определить цели, стратегии, виды вмешательства, политику и инструкции программы. Все это формирует основу программы. Если эти блоки не очень хорошо обозначены, то у сотрудников не будет четкого представления о том, что и как им следует делать. Надеемся, что этот модуль поможет руководству программы определить пути укрепления этих важных "стратегических блоков".
Необходимые термины, используемые в этом модуле, определены ниже:
- Цель - широкая неколичественная констатация достижения, направленного на улучшение состояния здоровья, и определяющая, что следует достичь в общем плане.
- Стратегия - главные средства достижения цели, которые могут включать одно или более вмешательств.
- Вмешательство - ряд профилактических мероприятий, с помощью которых осуществляется стратегия.
- Политика - письменное изложение курса или методов действия, отобранных среди альтернативных и используемых для осуществления руководства и определения настоящих и будущих решений.
- Инструкции - информация, которая обеспечивает направление в проведении деятельности по достижению очередного результата или определению национальных стандартов профилактики, медицинской и социальной помощи.
Важно быть вдумчивым и тщательным при определении или пересмотре целей, стратегий, вмешательств, политики и инструкций. Они окажут сильное влияние на другие решения, касающиеся управления программой (например, при формулировании задач, устанавливающих приоритетность вмешательств и определяющих мероприятия по планированию, мониторингу и оценке деятельности).
Цели и стратегии
ВОЗ рекомендует, чтобы следующие цели были приняты национальными программами по СПИДу:
- Предупредить распространение вируса иммунодефицита человека (ВИЧ).
- Снизить последствия от ВИЧ-инфекции на индивидуальном и общественном уровнях.
Поскольку до сих пор не разработаны радикальные методы лечения для ВИЧ и СПИДа, профилактические мероприятия оказываются наиболее эффективным видом деятельности, которую можно предпринять в рамках национальной программы по СПИДу. Кроме того, предупреждение распространения ВИЧ является единственным путем снижения числа случаев СПИДа. Поэтому профилактика получает главный приоритет и преимущественное ресурсное обеспечение. Следующие стратегии являются рекомендованными путями достижения цели "предупредить распространение ВИЧ":
- Предотвратить передачу ВИЧ половым путем.
- Предупредить передачу ВИЧ через кровь.
- Предупредить перинатальную передачу ВИЧ.
Следующие стратегии являются рекомендованными путями достижения цели "снизить последствия от ВИЧ-инфекции на индивидуальном и общественном уровне":
- Обеспечить медицинскую помощь и социальную поддержку людям с ВИЧ, членам их семей и общине.
- Способствовать действиям, направленным на снижение социальных и экономических последствий ВИЧ/СПИДа.
Обеспечение медицинской помощью и социальной поддержкой ЛЖВС является необходимостью: ВОЗ рекомендует предоставлять им такую же медицинскую помощь, которая обычно предоставляется в этой стране людям с хроническими или неизлечимыми заболеваниями (например, рак) или для ВИЧ-отрицательных людей с тем же самым состоянием здоровья (например, пневмония, малокровие с серповидными эритроцитами).
В большинстве стран министерство здравоохранения будет заниматься вопросами профилактики ВИЧ-инфекции и лечения тех, кто уже страдает от СПИДа. Однако многие другие министерства, неправительственные организации и другие группы также вовлекаются в профилактику. Обычно другие министерства, кроме министерства здравоохранения, берут на себя первичную ответственность за обеспечение социальной поддержкой и проведению деятельности, направленной на снижение социальных и экономических последствий СПИДа.
Приоритеты в политике
Политика отражает основные принципы и используется, чтобы руководить принятием настоящих и будущих решений. Любые решения должны соответствовать специфическим условиям страны. Этот раздел модуля предложит ряд позиций, которые руководителям программы следует рассмотреть прежде, чем разработать или пересмотреть национальную политику в своей стране.
Хотя очень важно начать разработку политики как можно раньше в процессе создания или пересмотра национальной программы по СПИДу, не все аспекты политики могут быть определены к этому времени. Например, ряд аспектов может быть проработан только после того, как программа определит свои главные приоритеты. Сходным образом, ряд аспектов политики изредка разрабатывается на ранних стадиях создания программы с тем, чтобы позже, когда появится некоторый опыт, их пересмотреть.
Политика приносит пользу, когда существует:
- Признание ВИЧ/СПИДа как проблемы общественного здравоохранения, оказывающей воздействие на все население и требующей политической поддержки, а также выделения фондов руководством страны.
- Признание необходимости многосекторального подхода для предупреждения распространения ВИЧ (например, многочисленные государственные министерства, неправительственные организации, частные медицинские работники и другие общинные группы должны быть вовлечены в эту деятельность).
- Признание того, что защита прав человека и достоинства ВИЧ-положительных является приоритетом; следует направить усилия на устранение дискриминации по отношению к этой группе лиц.
- Признание того, что обеспечение ВИЧ-положительных медицинской помощью совершенно необходимо.
- Признание того, что результаты тестов на ВИЧ должны храниться конфиденциально; только лицо, подвергшееся тестированию, может получить результаты тестов.
- Признание необходимости интегрирования профилактической и лечебной деятельности в главное русло программ министерства здравоохранения по борьбе с ИППП, по планированию семьи, по охране здоровья матери и ребенка, и т.д. и координации всех видов деятельности (включая проводимую неправительственными организациями).
- Должна быть разработана координирующая структура для национальной программы по СПИДу.
Другие положения, требующие разработки политики, более специфичны. Они могут относиться к одному или более видам вмешательства. Для каждого положения, для которого национальная программа по СПИДу разработает политику, необходима информация о: целевых группах населения, на которые направлена политика, и их характеристиках, таких как опасное поведение и географическое распределение; существующая политика по этому аспекту проблемы; социальные, религиозные и культурные нормы, которые оказывают влияние на этот аспект проблемы; рекомендации ВОЗ и других организаций по этому аспекту.
Политика национальной программы по СПИДу, предложенная государством
Политические заявления позволяют общественности и другим заинтересованным группам понять, как национальная программа по СПИДу предлагает бороться с эпидемией СПИДа. Следующие примеры подсказывают те заявления, которые программа может принять в соответствии с важными политическими решениями:
- Расширение первичного и вторичного обучения женщин. Признавая тот факт, что женщины чрезвычайно подвержены ВИЧ-инфекции, национальной программе по СПИДу поручается улучшить первичное и вторичное обучение женщин. Просвещение является особенно эффективным путем развития способности женщин беспокоиться за свои семьи, понимать собственные проблемы, касающиеся здоровья, знать когда и куда обращаться за соответствующей медицинской помощью и делать выбор в своей половой деятельности, который защитит их и их детей от ВИЧ. Существующие законы, требующие всеобщего среднего образования для детей, будут усилены. Будет отслеживаться соотношение девочек и мальчиков, посещающих школу, и предприниматься корригирующие действия.
- Способствовать защите прав ВИЧ-положительных и бороться с их дискриминацией. Признавая опасность для здоровья каждого применение дискриминационных мер против ВИЧ-положительных, национальная программа по СПИДу призывает к широким многосекторальным действиям по защите человеческих прав ВИЧ-инфицированных и борьбе с дискриминацией. Национальная программа по СПИДу поощряет всех, кто наделен полномочиями в секторе здравоохранения, законодательства, социального обеспечения скоординировать свои усилия для мобилизации поддержки и действий по ограничению дискриминационных законов, правил и практики.
Прежде всего, национальная программа по СПИДу будет концентрировать внимание на законах, касающихся жилищной проблемы, найма на работу и страхования. Программа берет на себя обязательство просвещать население по проблеме СПИДа, чтобы снизить необоснованный страх перед ВИЧ.
- Способствование распространению и доступности презервативов. Презервативы будут распространяться открыто среди всего населения и любые помехи по распространению презервативов (такие как запрещение упоминания слова "презерватив" в рекламе) будут устраняться. Презервативы будут доступны всем, кто в них нуждается, и препятствия, мешающие увеличению их доступности (обязательства по импорту, лицензирование) должны быть сняты. Будут поощряться новые методы их распространения. Будет отдан приоритет стратегии социального маркетинга.
- Доступность необходимого количества соответствующих лекарственных препаратов. Необходимое количество антибиотиков будет иметься в наличии, чтобы лечить все население с ИППП или заболеваниями, связанными с ВИЧ, в лечебных учреждениях или коммунальными медицинскими работниками в общине.
- Степень доступности добровольного консультирования и тестирования на ВИЧ. Там, где будет гарантироваться конфиденциальность, добровольное консультирование и тестирование будет проводиться всем желающим.
В большинстве стран национальная программа по СПИДу несет ответственность за составление проекта предложенной политики. Затем эта политика одобряется на уровне правительства вне национальной программы по СПИДу (т.е. на исполнительном и законодательном уровнях правительства). Хотя процедура формального одобрения политики различна в каждой стране, здесь приводится ряд предложений:
Первое, политика предлагается для рассмотрения в соответствующий многосекторальный национальный комитет и при необходимости пересматривается. Члены комитета могут внести полезные предложения, которые они считают важными для получения одобрения политики со стороны ответственных лиц в правительстве, либо в силу своей осведомленности в том, как другой сектор намеревается бороться с ВИЧ.
Далее, разрабатываются логические обоснования, чтобы убедить ключевых политиков в необходимости проведения такой политики. Причины предложения конкретной политики не всегда бывают ясны другим, особенно тем, кто не имеет подготовки в области здравоохранения. Полезно объяснить почему рекомендована та или иная политика и, как положительно принятие этой политики повлияет на деятельность по профилактике ВИЧ и/или лечение инфицированных. Особенно это важно для потенциально спорных моментов (например, распространение презервативов среди молодежи, конфиденциальное тестирование, борьба с дискриминацией, проституция и/или гомосексуальность, наркомания).
Предложенная политика представляется лицам, отвечающим за формальное одобрение. В их число входят представители как исполнительной, так и законодательной ветвей власти.
Возможно, самое важное заключается в том, что проводится мониторинг этого процесса пока предложенная политика не будет принята или модифицирована.
Большинство национальных программ по СПИДу изложит свою политику по основным проблемам, тем самым принимая долгосрочные обязательства; эта политика будет определять будущие решения. Инструкции дают детальное изложение процедур и мероприятий и особенно полезны, когда требуются единые стандартные подходы, например, при организации медицинских мероприятий, которым должны следовать все работники здравоохранения.