1 сентября в истории и православии
Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивший, благослови венец лета благости Твоея, Господи...
Много диковинного на Руси. Например, ровно три века назад 1699 год продолжался... 4 месяца. В сентябре православные встретили его пением тропаря на новолетие, строка из которого вынесена в эпиграф, а в конце года Петр 1 издал указ о праздновании Нового года с 1 января и введении летоисчисления на западный образец - от Рождества Христова. Царь лично ездил по Москве и проверял, как исполняется повеление “...поздравлять друг друга с новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь нового года учинять украшения из елей, детей забавлять на санках, а взрослым пьянства и мордобоя не учинять, на то других дней хватает”.
Вроде бы три века царский указ выполняется неукоснительно, как во всем “цивилизованном” мире. Но Русская Православная Церковь продолжает отмечать новолетие в допетровские сроки. Начало индикта – 1 сентября по старому стилю или 14 – по-новому. Что это - ретроградство? Нет, верность краеугольным постулатам!
В древней Иудее 1 сентября отмечался, как праздник жатвы и мы доподлинно знаем из Евангелия, что в сей день Спаситель впервые обратился к народу с проповедью. В этот же день в 312 году император Константин, восприняв христианство от матери Елены, разбил своего противника Мавксентия, осеняя войско знаменем, на котором был изображен крест.
После победы Христова Церковь перестала преследоваться и начала свое победное шествие по Византийской империи.
Ближайший к 1 сентября праздник - Рождество Богородицы (8 сентября по новому стилю), который логично открывал весь цикл годовых христианских праздников и особо почитался на Руси - в уделе Пресвятой Богородицы. Создатель всегдашен и вездесущ, а Пречистая Дева - материнское начало начал. Иначе откуда он, светлый праздник Рождества Христова?